О Верее, Вереисче и Вереище


Верея впервые упоминается в 1371 году и считается самым старым из трёх  расположенных на территории Наро-Фоминского района городов, являющийся долгое время сначала центром Верейского уезда, а затем и самостоятельного района Московской области.

 

Но автор этих строк  считает, что к самому древнему городу, образовавшемуся на территории нашего района, следует отнести, прежде всего, Вышегород на Протве. Ведь он упоминается в Никоновской летописи под 1352 годом. Но при Петре I  Вышегород потерял свой статус города и считался уже селом, при этом оставаясь центром Вышегородской волости Верейского уезда. И несмотря на то что на городищах Вереи и Вышегорода найдены свидетельства о более их раннем происхождении, в отечественной истории принято считать днём основания города, села, деревни и иной местности день и год первого упоминания их в древних документах, так называемых первоисточниках.
Об истории Вереи написано, казалось бы, немало, в том числе и нашими земляками-краеведами Сергеем Александровичем Поспеловым в его небольшой книжке «Верея и окрестности»,  а также  его последовательницей Чупыриной Галиной Сергеевной. Писали о Верее и другие авторы, среди которых – В.М. Бурыкин, Ю.А. Лискин, Н.Н. Сметнев, написавшие книгу «Быль и легенды земли Верейской», изданной в 1997 году. Вместе с тем, пожалуй, наибольший интерес представляет книга «Верея: люди, история,  культура, экономика», выпущенная в 2007 году. Следует отметить, что это наиболее объёмная и красочно оформленная книга в отличие от  всех ранее изданных о Верее. При этом она вобрала в себя весь материал из истории Вереи, рассказы о людях, экономике и культуре. Кроме того, в ней широко использованы материалы  городского краеведческого музея, созданного ещё стараниями Г. С. Чупыриной. Говоря о музее, следует выразить слова огромной благодарности всем тем, кто не позволил в лихие 90-е годы разрушить этот островок истории и культуры Верейского края.
В этом году Верее исполняется 640 лет с момента её первого упоминания. Если раньше автору этих строк казалось, что о её истории уже всё написано и нового читателю добавить нечего, то в настоящее время по этому поводу моя точка зрения на прошлое Вереи изменилась, поскольку история города скрывает ещё немало тайн и загадок. Но чтобы узнать о некоторых из них, для начала, дорогой читатель, окунёмся в глубину веков.
В 1159 году сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский встретился со своим союзником черниговским князем Изяславом Давыдовичем в Волоколамске для заключения между собой военного союза. Там же Изяслав попросил Андрея выдать замуж его дочь Ростиславу за своего племянника Святослава Владимировича. В книге «Верея: люди, история, культура, экономика» по этому поводу (ссылаясь на Василия Татищева) автор приводит следующее строки: «В то же время отпустил Андрей дочь свои Ростиславу за Святослава Владимировича. И привели оную в Вереисча, где брак с веселием многим отправили …». Далее автор-составитель этой книги Ю.В. Комаровский дает следующий комментарий: «Говоря об этих событиях, историк В.И. Татищев задаёт вопрос: не является ли упомянутая Вереисча городом Вереёй? ... и не даёт на него ответа».
Впервые о Вереисче автор этих строк узнал из упомянутой выше книги В.М. Бурыкина, Ю.А. Лискина, Н.Н. Сметнёва «Быль и легенды земли Верейской». Затем встретился с Вереисчей в книге В.Л. Козлова «Откуда есть пошла земля нарофоминская», в которой он предложил вести отсчёт рождения  Вереи  не с 1371, а с 1159 года. О Вереисче упомянул в своей книге «г. Верея и храмы Наро-Фоминского района» и другой автор краеведческих  материалов протоиерей Олег Пэнэжко.
Но вот передо мной лежит трёхтомник Василия Никитича Татищева  «История Российская», вышедший в издательстве «Ермак» в 2005 году. С нетерпением ищу строки о Вереисче - и вот на странице 317 второго тома читаю: «В то же время отпустил Андрей дочь свою Ростиславу за Святослава Владимировича. И привели оную в  Вереища  (может, Верея), где брак с веселием многим отправили». «Стоп, – подумал я, – о  Вереисче у Татищева ни строчки, а только о Вереище. И вопрос он не задает, а лишь предполагает, что Вереища может быть Вереёй.  Что это: ошибка авторов, – думал я, – переданная и прошедшая  цепочкой в  ряде книг? Или это опечатка издательства?» Но ответа на  свои вопросы у Комаровского не нашёл, т. к. в списке используемой им при подготовке книги литературы такого автора, как  Василий Татищев, нет. А вот книга «Быль и легенды земли Верейской» есть,  из нее Комаровским и были взяты строки о Вереисче и вопросе Татищева. Это и стало в свою очередь ответом на возникший  у меня вопрос о Вереисче и Вереище. «Так что же получается? – спрашиваю я себя, – Вереисча – это созданная авторами книги «Быль и легенды земли Верейской» не быль, а  легенда?
«История Российская» Татищева – один из самых значительных трудов за всю историю существования российской историографии того времени. Первые её две части I тома были впервые изданы  в 1768—1769 гг. в Москве Г. Ф. Миллером. Второй том издан в 1773 г., III т. — в 1774 г., IV т. — в 1784 г., а V т. был найден М. П. Погодиным лишь в 1843 г. и издан  в 1848 г. К сожалению, «Историю» Татищева не найти в библиотеках Наро-Фоминского района, но она опубликована в электронном варианте в Интернете. Но и там тоже идёт речь о Вереище, а не о Вереисче. Так что загадки у Вереи ещё есть.

 

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий