История предков всегда любопытна тому, кто достоин Отечества.
Н. Карамзин
Получить богатое наследство – мечта многих. Но что считать наибольшей ценностью? Ведь по наследству передаются не только материальные блага и генетические характеристики. От родственников может перейти страстное увлечение. Так получилось и у нашего героя. Несмотря на то, что его сфера деятельности не относится напрямую к раскопкам, в душе он – настоящий археолог. Хобби это Александр Васильевич унаследовал от своего отца.
Досье
Мельников
Александр Владимирович
Родился в 1976 году в г. Харьков, в семье военнослужащих. Отец – Мельников Владимир Васильевич, мать – Мельникова Любовь Михайловна. Сменил шесть городов и семь школ. Выпускник наро-фоминской школы №4. Учился в Военном университетеминистерства обороны РФ (факультет культуры и журналистики). Служил в Кантемировской дивизии, в инженерно-саперной роте. Служил в наро-фоминском отделе налоговой полиции. В 2006 году окончил Московскую юридическую академию. Работал в административно-транспортной инспекции. С 2010 года – директор МУ по работе с населением «Наш город».
-Вы получили два высших образования, многого добились в профессиональной сфере. А кем Вы видели себя в детстве и юности?
-Я мечтал стать археологом, увлекался историей. Предпочтение отдавал истории Руси и Средневековью. Моей любимой книгой в детстве была «Александр Невский». Зачитывал ее до дыр! Особенно нравились описания оружия, сражений, даты истории. Когда повзрослел, все это стало забываться, отходить на второй план. Но пришло время, и я вновь увлекся историей благодаря своему отцу.
-Расскажите о нем.
-Отец закончил службу командиром 12-го гвардейского танкового полка Кантемировской дивизии и занялся творческой деятельностью: пишет книги. Одна из его первых книг - «Трагедия бессмертия 33-й армии». Ее написанию он посвятил более 10 лет: очень много ездил, собирая материалы. Я присоединился к нему и помогал в этом нужном деле. Не описать, как было интересно: мы находили останки солдат, амуницию и остатки оружия времен второй мировой войны.
-Получается, сама жизнь подвела Вас к этому увлечению…
-Наверное, это судьба. Мой отец в свое время создал межрегиональный благотворительный фонд «Жить и помнить», при котором есть поисковый отряд «Судьба Человека». Мы организовали и на протяжении 10 лет проводили на общественных началах работу в детских военно-патриотических лагерях в д. Головеньки Наро-Фоминского района. К нам приезжали ребята со всей страны.
-Где Вы проводите раскопки?
-Мы работаем по всей России. Боевые действия 33-й армии начались с наро-фоминских рубежей. Поэтому и здесь мы осуществляем поисковую деятельность. В позапрошлом году нашли в д. Мякишево Ташировского сельского поселения останки 22-х человек. Одного удалось опознать по ложке и медальону. Вообще, по предметам можно определить, к какому роду войск боец принадлежал, русский он или иностранец, а также личные данные – ФИО человека.
Везде есть свои тонкости, существует и погрешность. Но, как правило, по остаткам амуниции и обмундирования можно определить, что за человек здесь был. Также можно определить, где был наш окоп и где не наш. Немцы, как правило, рыли в полный профиль в любой обстановке. Наши – чуть меньше. В немецких блиндажах все время стояла печка и более или менее его обустраивали. У русских такое редко встречалось. Многое можно определить по останкам человека. По черепу и состоянию зубов можно распознать, например, немец он или русский. А знание всех тонкостей и нюансов приходит только с чтением архивных материалов. Кстати, все находки мы передаем в музеи по месту.
-Расскажите, пожалуйста, о наиболее запомнившихся находках.
-Мне запомнилась одна вещь в д. Ломенки Смоленской области. Это была обыкновенная, но хорошо сохранившаяся булавка. Говорят, что тяжело найти иголку в стоге сена, а мы в лесу нашли булавку. А вообще, много вещей находили: зубные щетки, различные мази, патроны и противогазы…
-Из чего складывается поисковая работа?
-Из исследований и работы на месте. Много времени уходит на изучение военных архивов. Все проводится очень скрупулезно, ведь это память о людях, которые отдали за нас свою жизнь. Я считаю, что это наш гражданский и душевный долг – поднять кого-то из небытия.
-Не секрет, что какие-то находки ценятся у военных археологов больше, какие-то меньше. От чего это зависит?
-Мне кажется, больше всего ценится человеческая жизнь и память о ней.
-Безусловно, согласна с Вами. Спасибо за интересную беседу! Удачи в Вашем благородном деле!
Софья Литвиненко
Комментарии (0)
Добавить комментарий