Конституционный суд РФ постановил

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
Н.А. Некрасов

Активно проявлять свою гражданскую позицию сегодня не принято. Не те времена… Хотя, казалось бы, сейчас за это в ГУЛАГ не ссылают, репрессиям не подвергают. Однако мало кто осмеливается высказаться против власти, указав на огрехи в системе, и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Житель Наро-Фоминска Николай Михайлович Савостьянов решился «поплыть» против течения. Но выстоять один на один против хорошо отлаженного механизма оказалось сложно. Мы пригласили нашего земляка  в редакцию «ЦГ», чтобы пообщаться лично и разобраться в сути вопроса.

Седьмого апреля Конституционный суд РФ рассмотрел жалобу, которую Савостьянов подал, найдя некоторые нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» несовершенными.

Суть вопроса

Как рассказал нам Николай Михайлович, Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района, избранный 4 марта 2008 года, в 2009 году досрочно прекратил полномочия в связи с самороспуском. По закону должны быть назначены досрочные выборы депутатов. Но они назначены не были, т.к. ранее Совет депутатов с.п. Веселевское выступил с предложением формирования Совета, минуя выборы (п. 1 ч. 4 ст. 35 ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Почти все поселения района эту инициативу поддержали. «Тем самым порядок формирования районного Совета депутатов был изменен: вместо его избрания населением на выборах предусмотрено его формирование из глав, входящих в состав района поселений и депутатов их представительных органов», - поясняет заявитель.
С таким «раскладом» он не согласился, посчитав, что это нарушает закон, его право на осуществление местного самоуправления, а также право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления: «Это противоречит Конституции РФ, а также Европейской хартии местного самоуправления (ст. 3), согласно которой право на местное самоуправление осуществляется советами (собраниями), состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования».
Николай Савостьянов обратился в Московский областной суд с заявлением об обеспечении конституционных прав избирать и быть избранным защите избирательных прав. Но не тут-то было. Решением данного суда, оставленным без изменения Верховным Судом РФ, заявителю в удовлетворении его требований было отказано. Савостьянов не сдался. Одновременно он оспаривал решение Совета депутатов с.п. Веселевское. Но и на этот раз решением Наро-Фоминского городского суда, оставленным без изменения  кассационной инстанцией, заявителю было отказано. Тогда Николай Михайлович обратился в высшую инстанцию – Конституционный суд РФ.

Суд да дело

18 мая этого года Конституционный суд РФ дал конституционно-правовое толкование ряду норм ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Оспариваемые нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были признаны соответствующими Конституции РФ. Конституционный Суд РФ дал следующее разъяснение:
«Населению гарантируется самостоятельность в определении структуры органов местного самоуправления, но эта самостоятельность не является абсолютной, она ограничена рамками закона. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предписывает обязательный порядок избрания напрямую населением представительных органов поселений, т.е. первичных публично-территориальных единиц. На более же высоком – районном  уровне самоуправления допускается применение наряду с муниципальными выборами иного способа формирования соответствующих представительных органов, а именно – из представителей поселений.
Конституция РФ и Европейская Хартия местного самоуправления не исключают формирование представительного органа муниципального образования, созданного по территориальному принципу, из представителей поселенческих образований, если такие лица прошли через муниципальные выборы и если такое решение принимают сами местные жители. Оспариваемые нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отступают от этих требований.
В то же время принцип формирования представительного органа муниципального района не является обязательным, не предписывается законом, а устанавливается  волеизъявлением населения. Кроме того, данный способ и его закрепление в уставе муниципального района не препятствуют тому, чтобы вновь перейти к выборной процедуре.
Следовательно, этот порядок, применяемый на альтернативной основе и предусматривающий вхождение в состав представительного органа муниципального района лиц, получивших свои полномочия напрямую от населения, не нарушает конституционные права граждан.
Однако в действующем законодательстве не предусмотрен в явной форме порядок участия самого населения в процессе перехода от одного способа формирования районного представительного органа (на муниципальных выборах) к другому (из представителей поселений), что не исключает участия населения в решении данного вопроса, поскольку такое право населения вытекает непосредственно из Конституции РФ, а именно – из нормы о том, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
КС РФ считает, что нормативные положения части 5 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» требуют установления эффективного механизма участия населения в реализации соответствующей процедуры.  Этот механизм должен включать в себя, в частности:  информирование населения о рассмотрении подобных вопросов и предоставление гражданам возможности доведения до сведения депутатов своих мнений. Не исключается и обращение к формам прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления: публичным слушаниям или опросу. Все это позволит обеспечить  необходимую полноту гарантирования конституционного права на местное самоуправление.
КС РФ не исключает необходимость для федерального законодателя конкретизировать механизм изменения порядка формирования представительного органа муниципального района, включая возможность последующего возврата к избранию его депутатов на выборах».

Слово – заявителю

«Исходя из официального текста Постановления суда, можно сказать: цели, которые я ставил перед собой, обращаясь в суд, достигнуты.Суд признал, что представительный орган муниципального района, формируемый по принципу представительства, может быть сформирован только с прямого согласия населения, в строгом соответствии с установленной законом процедурой перехода, в установленные законом сроки после истечения срока полномочий Совета депутатов, избранного на муниципальных выборах. И согласился с возможностью возврата к выборам. Соответственно, есть основания для пересмотра решений судов по Наро-Фоминскому району. В то же время есть основания для подачи заявления в Европейский суд и повторного обращения в Совет Европы, поскольку суд не исследовал соответствие порядка формирования Совета без выборов статьям Конституции о неотчуждаемости прав граждан, о разделении властей, неприменении законов, умаляющих права граждан; а также с точки зрения нарушения активного избирательного права  граждан (исследовалось только право быть избранным). Госдума в спешном порядке готовит законопроект о внесении изменений в 131-ФЗ  для обратного перехода к выборам, чтобы принять его до рассмотрения моего заявления в СЕ. Идет активное обсуждение этой темы в СМИ, в политических и юридических кругах. Многие видные юристы  и политики предлагают мне свою помощь».

Дело вызвало общественный резонанс и в очередной раз дало повод задуматься о том, что и один в поле – воин.

Людмила Фоканова

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий