Красный террор

В последнее десятилетие в работах многих историков сталинские репрессии на церковь рассматриваются как продолжение политических гонений на неё с момента установления в стране Советской власти. Не стали исключением и священнослужители церквей, располагавшихся на территории нынешнего Наро-Фоминского района.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были прославлены многие новомученики и исповедники российские, принявшие мученическую смерть. Среди них упомянуты и священники Александр Смирнов и Фёдор Ремизов. Их зарубили шашками и закололи штыками красноармейцы карательного отряда, направленного в деревню Новоборисовка и Вышгород на подавление крестьянского мятежа, перекинувшегося из Боровского уезда в ноябре 1918 года в Верейский и вновь образованный 18 апреля 1918 года Наро-Фоминский уезды. Каратели расправились не только со священниками, но убили церковного сторожа и   крестьян, заподозренных в поддержке мятежа. Между тем, как говорят опубликованные архивы ВЧКа, этот мятеж был вызван в не меньшей степени злоупотреблениями местной волостной власти и комитетами бедноты, чем и воспользовались противники большевиков. Однако ни Смирнов, ни Ремезов, ни церковный сторож не имели отношения к мятежу, а убили их лишь за принадлежность к Православной Церкви. С крестьянами расправились лишь за то, что они выступили против произвола карателей по отношению к священникам. 
В нынешнее время на месте гибели Смирнова и Ремезова в Новоборисовке установлен памятный крест, а они являются новомучениками земли Верейской.
Нелёгкая судьба досталась и рукоположенному в 1920 году во епископы Верейские архимандриту Иллариону (в миру Владимиру Алексеевичу Троицкому). Он был одним из видных деятелей Русской Православной Церкви того времени и ближайшим помощником патриарха Московского и всея Руси Тихона. В 1923 году его арестовали и отправили на Соловки. А в 1925 году Иллариона направляют в Ярославскую тюрьму, где сотрудники ГПУ пытались добиться от него присоединения к Григорианскому расколу. Для не сведущего в делах церкви читателя доведу, что в цели Григорианского раскола, спланированного ОГПУ и возглавленного Екатеринбургским архиепископом Григорием (Яцковским), входила организация раскольнического движения в Русской Православной Церкви. Но не поддержанное большинством священников после 1927 года, оно ослабло и, будучи лишённым государственной поддержки, окончательно сошло на нет в 1940-х годах. Не встал на сторону раскольников и архиепископ Верейский Илларион, за что был отправлен в декабре 1929 года по этапу в Среднюю Азию, где по дороге, не выдержав лишений, скончался. В 1998 году он был также прославлен как священномученик земли Верейской.
В 1937-1938 годах во время наиболее массовых репрессий, так называемого большого террора, были расстреляны, в том числе и на Бутовском полигоне, многие священники самостоятельных в то время Верейского и Наро-Фоминского районов. Среди них: Пётр Пушкинский, Георгий Архангельский, Илларион Писарец, Сергий Воздвижинский, Сергий Першеев, Евстафий Сокольский, Владимир Покровский, Илья Зачатейский. В 1930 году за недонесение на односельчанина, обвинённого в контрреволюционной деятельности, был расстрелян псаломщик Иоанн Шувалов. 
Кроме репрессий священнослужителей, Советской властью были уничтожены или подверглись разрушению храмы: Рождества Христова в Литвиново; Покровский в Любаново; Сергиевский при Сергиевской Дубровской общине в Таширово;  в Симбухово Успенский храм был разрушен во время войны; в Смолино власти разрушили Казанскую церковь; в Протасьево - Никольский храм; в Купелицах - Покровский; в Вышгороде - Крестовоздвиженский и Ризположенский (Козьмы и Дамиана); в Спас-Загряжском – Преображенский; в Милютино - Архангела Михаила; в Шапкино – Петропавловский; в Атепцево - Никольский; в Верее -Георгиевский (Троицкий) и Вознесенский. После Великой Отечественной войны были разрушены храмы в Лисинцево Знаменский храм и Рождества Богородицы в Руднево. 
На всей территории нынешнего Наро-Фоминского района к 1984 году действующими оставались лишь 4 храма, остальные были закрыты или разорены.
По официально опубликованным источникам, в течение только 1937–1938 годов по политическим обвинениям было арестовано более 1 миллиона 700 тысяч граждан страны и не менее 725 тысяч из них были расстреляны. Автор этих строк не располагает точными данными обо всех арестованных священнослужителях Русской Православной Церкви, но половина из них были расстреляны. И количество их исчислялось не одним десятком тысяч.

Валерий Ипатов
При работе над очерком использовались материалы клирика Орехово-Зуевского благочиния и краеведа, настоятеля Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулево, протоиерея Олега Пэнэжко, опубликованные в изданной книге «г. Верея и храмы Наро-Фоминского района»

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий