Дорога в детство

Нелли Ивановна Филимонова, как и миллионы ее ровесников , -  ребенок войны. Самые ранние воспоминания - эвакуация в Чувашии, голод, холод, потом Ростовская область. Победу Неллечка встретила шестилеткой, думала пожар: «Мамочка, что это так люди кричат?» Весть оказалась доброй. Отца-офицера вместе с семьей перевели в Наро-Фоминск в июне 1946 года.

По Наре ходили паромы

Таких домов Нелли сроду не видела. Всегда ютились по тесным комнатушкам в деревенских избах. А тут на тебе – двухкомнатная квартира! Пусть и с подселением (это папа по широте души уступил комнату двум своим лейтенантам). Несмотря на то что в квартире не было ни света, ни отопления (топили печкой, дрова складывали прямо у дома на улице), новое жилье казалось хоромами. Даже ванная комната была, только по назначению ее не использовали – сделали из нее кладовую. «Мы жили в доме №11, (сейчас №21), кв. 9. Для меня все было в диковинку. Вышла как-то гулять, набегалась, собралась домой: окошко свое вижу, а как попасть в квартиру – не знаю. Но быстро освоилась», - делится моя собеседница. Возле домов – огороды, сараи. Послевоенное время было голодным. Когда сводило живот, ребятня ходила дышать свежеиспеченным хлебом к Наро-Фоминскому комбинату. «Понюхаем и как будто поели», - говорит Нелли Ивановна.

А какой в те годы была речка Нара! Глубокая, полноводная. «До Таширово паромы ходили, - уверяет моя собеседница. – Весной, в половодье, мы катались на льдинах. Ничего не боялись!»

«Спиночки к животикам!»

Одна из черт послевоенного Наро-Фоминска, в которую сейчас даже верится с трудом, – гужевой транспорт. Там, где сегодня на ул. Шибанкова находится госпиталь, были конюшни. В «город» чаще всего ходили пешком. Летом – через Танковый мост. Радости жителей не было предела, когда по Наро-Фоминску пустили первые автобусы. «Это была редкость. Все ребятишки мечтали покататься на автобусе. Не забуду кондуктора тетю Зину:  народу набивалось много, и она кричала пассажирам: «Спиночки к животикам! Ехать надо всем!». А в  Москву нарские подростки ездили еще более экстремально. Ребята – на крыше паровоза, а девчонки в тамбуре. Разумеется, без билетов. Целое приключение! Электричку от Москвы до Нары пустили позже, шла она три часа. Мы в старших классах ни одного спектакля в Большом театре не пропустили», — с гордостью вспоминает пенсионерка.

За ручку с космонавтом

О школе №9: «Я горжусь, что именно наша школа вырастила известных генералов Перетрухина, Гаврилина, Кузнецова и Хрулева. Также у нас учился легендарный космонавт Валентин Лебедев. Мы с ним дружили».
А родилась дружба с будущим великим покорителем космоса, по словам нашей героини, следующим образом. Мама Валентина подвела его к Нелли, которая была старше мальчика на три года, и сказала, чтобы та присматривала за ее сыном. Забот было много, а на ответственную девочку-соседку можно было положиться.
«Валька был рад, что я взяла его в компанию старших ребят. Мы с ним жили в одном доме. Вместе играли в войну в оврагах, в прятки, лазили по деревьям. Помню, говорю ему: «Пойдем пролезем через чердак, спустимся и «застукаемся». Он: «Ты что, там «Черная кошка»! Мы все боялись эту банду. Помните фильм «Место встречи изменить нельзя?» Нас старшие ребята пугали: прятались и мяукали», - делится Нелли Ивановна.   
Еще одно яркое воспоминание  детства – как на День Победы к наро-фоминским школьникам приехала мама Зои Космодемьянской. Духовой оркестр…Самолет в голубом ясном небе…И восторг от причастности к чему-то очень важному, большому и светлому, чему в детстве не требуется объяснений.
Немного повзрослев, Нелли с приятелями сменили детские игры на танцы в Доме офицеров. Время не стоит на месте, но теплые отношения с первыми друзьями остались до сих пор:
«Столько лет прошло, а мы с одноклашками до сих пор встречаемся раз в год. Я ведь по духу комсомолка, вот всех и организовываю, собираю, угощаю блинами».

Студента, комсомолка…

Комсомолку Нелли наро-фоминский горком партии отметил сразу: ответственная, честная, принципиальная, справедливая. Предложили работу секретаря – согласилась. Захотели повысить – отказалась: общественная работа, хоть и нравилась девушке, по политической линии ей идти не хотелось: не любила публичных выступлений. Написала заявление об уходе, но отпускать ценного сотрудника не торопились, однако аргумент – работать по специальности в банке - все-таки обезоружил руководство (Нелли Ивановна заочно окончила финансово-экономический институт). «В аспирантуру звали, а я замуж выскочила», - смеется наша героиня. Кстати, банк в то время располагался в нынешнем здании районной администрации, там же находилось и все районное руководство. Здесь она проработала до 1967 года. Переманил «Военторг». И Нелли Филимонова заняла должность специалиста по научной организации труда.
«Торговлю я знала хорошо, поэтому меня смело посылали на все ревизии. Помню, в магазинах частенько продавали не очень свежие продукты: холодильников не было. Для хранения продовольствия вырывались ямы, в которые закладывался припасенный с зимы лед, на него – провизия. Сверху все это присыпалось дерном».  
Запомнил город Нелли Ивановну и по другой, не менее ответственной работе: в свое время она была заведующей Наро-Фоминской Центральной сберегательной кассой №2572. Даже в столицу звали квалифицированного толкового работника, обещали квартиру. Кто откажется от такого предложения? А наша героиня не согласилась переезжать в Москву, потому что никогда у нее не возникало мысли бросить город своего детства и юности, с которым связано столько ярких, радостных и печальных, но таких родных воспоминаний.

Людмила Фоканова

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий