Говорят, что Родину не выбирают. Но что, если судьба человека сложилась так, что он не знает, откуда он родом? Тогда малой Родиной становится то место на карте, с которым он связал всю свою жизнь. Так сложилось и у Софьи Васильевны Суриной – старожила Наро-Фоминска. В нашем городе она прожила 65 лет. Целая человеческая жизнь! И сколько воспоминаний, радостных и грустных, которыми Софья Васильевна щедро поделилась с читателями «Центра города».
ВОСПОМИНАНИЯ
Холодно, голодно, страшно… За несколько месяцев беспризорности с маленьким братиком Колей шестилетняя Сонечка очень повзрослела: приходилось быть сильной, не поддаваться страху, как-то доставать еду. А потом пришли милиционеры и забрали их в детский дом. Одно из самых ярких воспоминаний маленькой Сони – пожар зимой в детдоме, когда приходилось со второго этажа сбрасывать укутанных в одеяла ребятишек в снег, чтобы спасти от огня
«Мама с папой так и не вернулись»
В дружной семье Тихомировых было пятеро детей. Но в их дом, как и в тысячи других в 30-е годы прошлого века, пришла беда: родителей без объяснений увели чужие люди. «Мама с папой так и не вернулись», - рассказывает Софья Васильевна. Как она потом узнала, их сослали в Сибирь на шахты. Полуторагодовалая сестренка умерла от тифа, двоих старших братьев в детский дом не забрали. А Соню с Колей увезли в рассельной детский дом, но вскоре разлучили, отправив девочку в город Краснотурьинск Свердловской области. «Не забуду, как Коля бежал за мной и плакал. Тогда я и подумать не могла, что мы расстаемся навсегда».
Куда только впоследствии она не писала, чтобы найти своих родных: в «Красный Крест», Агнии Барто, в программу «Жди меня» - но, увы, тщетно.
На войне как на войне
16-летней девчонкой Софья по комсомольской путевке ушла на фронт… Началась Великая Отечественная война. Но когда ее привезли в часть, командир хотел отправить худенькую девочку-подростка обратно: «Что за детский сад вы мне привезли? Ну-ка домой!». Но старшие девчата заступились за новобранца, представив командиру железный аргумент: на фронте не хватает санитаров. Софья окончила медицинские курсы и – на передовую, помогать раненым. Но после контузии переучилась и поступила на службу в зенитно-прожекторную часть. «Мы, прожектористы, светили ночью на фашистские самолеты, а зенитчики их сбивали. Так мы обороняли Москву. Я служила и в Подмосковье, и в Беларуси, недалеко от Калининграда, в Литве, Латвии».
В Латвии и закончилась для нашей героини Великая Отечественная война. Возвращаться Софье Тихомировой было некуда, устроиться бы на работу, но и специальность девушка получить не успела. Вводный курс на текстильном рабочем факультете в Ивановской области, где находился ее последний детский дом, не в счет. «Куда ехать?» - мучилась вопросом девушка. И тут на память пришла фронтовая подруга из Наро-Фоминска Аня Соколова, которая приглашала Софью в свой город.
Наро-Фоминск восстанавливали из руин
1945 год. Наро-Фоминск разрушен войной. Везде глубокие рытвины, осиротевшие изуродованные здания. И – бездорожье и лес. Город нужно было восстанавливать. Поступив на работу в воинскую часть 33728 (с 1978 года – в часть 74816 (601-й УНР) от министерства обороны Московского военного округа), наша героиня занялась в прямом смысле слова восстановлением Наро-Фоминска из руин. Трудовой стаж Софьи Васильевны – 52 года, а начала она свой трудовой путь мастером. Сначала ее подопечными были пленные немцы, но в 1948 году их депортировали. Первостепенно было восстановление конюшен, поскольку машин практически не было – не вернулись с фронта. С немцами и впоследствии со штрафниками и вольнонаемными общий язык мастер нашла легко, к работе относилась всегда добросовестно, а к людям дружелюбно.
За долгий трудовой путь Софья Сурина (фамилия по мужу) освоила множество специальностей: мастера, кладовщика, экспедитора, станочницы, начальника растворобетонного узла, старшего товароведа. И никогда не жаловалась ни на трудности, ни на тяжелый быт: девятнадцать лет она со своей семьей, супругом Борисом Алексеевичем и сыном Женей, прожила в продуваемом всеми ветрами бараке для строителей возле речки. И только после долгих лет неудобств, в 1964 году, семья получила однокомнатную квартиру на улице Шибанкова.
Нам, живущим сегодня в уютном чистом городе, сложно представить, каким он был в послевоенные годы. Из воспоминаний старожила:
«Военный городок был построен в 1929 году. Когда я приехала, в городке домов практически не было. Один лес да пни. Дома – щитовые двухэтажные. В них в основном жили гражданские. Кирпичные дома тоже были, красные, которые вдоль дороги на Шибанкова - №1,2,3,4, 5,6. Офицерские семьи жили в домах №9, 19 и 15. Солдатские казармы были разрушены, и многие жили в палатках. Улицы Пешехонова не было. На Ермолаева стоял один двухэтажный деревянный дом, построенный для рабочих. Магазина в городке было два – двухэтажные деревянные постройки, там, где сейчас дом №11 и №19. Первый детсад-ясли сдали за Домом офицеров в 50-е годы. Потом появились школы - №4 и №9. Транспортного соединения с городом не было – на станцию ходили пешком. Да и в городе было не лучше. На улице Калинина почти ничего не было, кроме милиции и паспортного стола. А хрущевки только в 60-е годы начали строить».
«Я однолюбка!»
После того как супруг погиб на строительстве БАМа, сына пришлось воспитывать одной. Евгений пошел по стопам отца, стал военным. Обзавелся семьей, и у нашей героини появился любимый внучок Юра. Родственники поддерживают с мамой и бабушкой самый тесный контакт. Помогает по хозяйству и соседка по подъезду. «Все бы хорошо, да здоровье последнее время подводит», - сетует Софья Васильевна. Но она не сдается болячкам: каждое утро 30-35 минут гимнастики, душ, легкий завтрак, прогулка. Активности и оптимизму этой женщины можно позавидовать! «Как только теплеет, я – на огород к речке. Сама, конечн, уже не копаю и не сажаю, но за кустарничками ухаживаю, да и просто посидеть люблю на природе», - рассказывает она. Однако не только в семье и работе нашла и реализовала себя наша героиня. За ее спиной – 20 лет участия в ансамбле Кантемировской дивизии, выступления по всей России, творческое признание.
Оставаться в тонусе помогает и активная жизненная позиция - надеяться только на себя, а еще любовь к родному городу Наро-Фоминску. На вопрос «Не возникало ли у вас желания переехать из Наро-Фоминска?» Софья Васильевна ответила: «Я однолюбка!». И этими словами сказано все…
Людмила Фоканова
Комментарии (0)
Добавить комментарий