Елена Вагина: «Относись к людям так же, как хочешь, чтобы они относились к тебе»
Она вошла в класс неспешным, уверенным шагом. В своей длинной строгой юбке, в которой то и дело путались ноги. И двадцать пять пар настороженных глаз заинтересованно посмотрели в ее сторону. Ей было всего двадцать один, и она была старше их всего на четыре года. "Здравствуйте, присаживайтесь",- улыбнувшись, сказала она и... поселилась в их сердцах навсегда, а они в ее. С тех пор прошло около тридцати лет, а Елена Александровна до сих пор помнит по именам всех своих учеников.
– Елена Александровна, что вы почувствовали, когда впервые вошли в класс?
– Ощущение даже не могу передать, я ведь пришла работать в школу сразу после института. Это была 63-я школа города Запорожье, и мне достался сразу 10-й выпускной класс. Когда я вошла в кабинет и увидела, что дети выше меня ростом, а я была хрупкая девочка, то даже не знала, как себя вести. А все потому, что они меня рассматривали не как учительницу, а как ученицу. Я была очень скромно одета, потому что, когда я пришла устраиваться в школу, директор, посмотрев на меня, попросил прийти на работу в чем-нибудь подлинней (у меня была короткая юбка). Поборов свою робость, я говорю: "Здравствуйте, присаживайтесь!" Все сели, а один парень стоит, это был Сережа Миронов. Он мне в ответ: "Не хочу садиться". Я ему: "Пожалуйста, сядьте, начался урок". Он, наверное, надеялся на мою реакцию, но я позволила ему стоять и спокойно продолжила занятия. Он оказался моим соседом по подъезду, потом выяснилось, что наши отцы служат вместе. Когда я пришла на следующий урок, то уже готовилась к худшему, вся сжалась в кулак и думала, что же он выкинет в этот раз? Но едва зайдя в класс, я услышала, как он командует: "Всем встать! Всем сесть! И попробуйте только шуметь в классе, я вам ноги оторву. Елена Александровна, не волнуйтесь, отныне на уроке будет мертвая тишина, я вам это гарантирую!" Этот случай я запомнила на всю жизнь. Нельзя рассчитывать, что сразу у тебя все получится, но вообще по жизни у меня не было серьезных конфликтов с классом. Я думаю, что и дети меня понимают, и я пытаюсь их всегда понять.
– Как вы пришли в эту профессию?
– Дело в том, что у меня мама учительница.
– Получается, у вас династия?
– Да, наверное, у нас династия… Мой дед тоже был учитель, мама закончила Тульский пединститут, дядя тоже педагог. Мама была учителем физики и математики. Дядя Миша - учителем истории. Кстати, в первый класс я пошла тут, в Наро-Фоминске, в четвертую школу. А потом я была просто влюблена в своего преподавателя истории, это был мой любимый предмет! Окончив школу, я без раздумий пошла на исторический факультет пединститута. В другой роли я себя и не видела, не представляла иного пути, как быть педагогом. Мне нравятся дети. Меня утомляет административная работа. Я люблю живое общение с ребятами, думаю, пора снова брать классное руководство.
– Сколько у вас педагогической практики?
– В целом где-то 27 лет. В девятой школе я работаю 21 год. Я сюда устроилась и ни разу не подумала менять школу, не знаю почему, все родное тут, все свое. В роли директора с 2004 года.
– Елена Александровна, наверное, невозможно сосчитать, сколько детей прошли через ваши руки?
– Не знаю, мне кажется, столько много! Помню практически всех учеников. Иногда могу забыть фамилию, ошибиться в имени, но своих всех я помню. Когда, спустя годы, они приводят своих детей-первоклассников, чувствуешь себя такой древней. Получается, что я уже учу внуков. Мой первый выпуск: Женя Карасев, Лена Дрыгина (раньше была Козлова), Наташа Швецова, Люба Комова, Андриевская… Я вела у них предмет "Этика и психология семейной жизни", теперь уже их дети школу закончили. Третье поколение скоро пойдет. Вовчик Еркович, Олег Литвиненко, Денис Цапенко… Они кажутся мне все еще детьми, а смотришь - уже такие взрослые люди, такие серьезные. Хорошие ребята, ничего не могу сказать, дети редко бывают плохие.
– Вы вели маленьких?
– Началку? Нет. Я восхищаюсь учителями начальной школы, как они успевают утереть каждому нос, успокоить, приласкать. После старшеклассников тяжело работать с маленькими. Я выпускала11-й класс, и это были уже не ученики, а товарищи. Они понимали, чего от них хочешь. Сейчас 5-е классы - это просто кошмар. Все время копошатся, носятся по школе, визжат. Но с ними интересно: у них открытые глаза и им все еще интересно в этой жизни. Детские шалости надо уметь прощать, мы же тоже были детьми, все через это прошли. И когда они на уроке пытаются меня обмануть, я им говорю: "Я была такая же, как вы. Точно так же пыталась списать, подсмотреть, обмануть, точно так же пыталась увильнуть, и поэтому легче сказать: "Я не готов, давайте отвечу позже"
– У вашей школы славная, богатая история…
– Да, у нас замечательная история, есть свои традиции. У нас учился Валентин Витальевич Лебедев, знаменитый космонавт, Герой Советского Союза. Мы всегда поздравляем его со всеми праздниками, он приезжает к нам в гости на праздники, на юбилеи.
Наше детство прошло в определенный период нашего государства, и что бы ни говорили, октябрятская, пионерская и комсомольская закалка осталась в нас, и я считаю, что наше детство прекрасно. Пионерские лагеря, сборы дружин комсомола играли очень большую роль, жаль, что сейчас такого нет. Нас все время воспитывали на примере героев. Когда в детстве я боялась темноты, папа мне говорил: "Лена, подумай, как Зоя Космодемьянская пошла в разведку ночью одна в тыл врага, она не боялась!"Я сжималась вся и представляла, что я такая же, как Зоя, - и смело шагала вперед.
Когда мы были пионерами, у нас был лозунг " человек человеку друг, товарищ и брат". И тогда мы говорили, что в капиталистическом обществе человек человеку волк. И вот мы к этому сами пришли: человек человеку стал волком.
– Елена Александровна, как вы относитесь к новым образовательным школьным стандартам?
– Мне кажется, что касается старших классов, таких нововведений не будет, потому что тогда мы рискуем потерять целое поколение. Нельзя изучать только ОБЖ, физкультуру и Россию в мире. Общественные дисциплины, несомненно, нужны, потому как наши дети не интересуются политикой и ситуацией в стране и мире. В наше время в школе была политинформация, классные часы. Я считаю, что младшая школа, среднее звено должно получать общее образование, чтобы ребенок становился интеллигентом, потому что сейчас без этого статуса в нашем обществе прожить невозможно. Он должен владеть информацией, уметь разбираться во всем. Без географии, истории, химии, без физики и математики на что мы способны? Если не будем знать Толстого, Пушкина, Достоевского… Это страшно представить.
– Для этого мало школьных знаний, с детьми необходимо и дома заниматься.
– Конечно, когда ко мне родители приходят, начинаешь разговаривать с ними, что надо заниматься ребенком, они говорят: "Я работаю, мне некогда". Они зарабатывают деньги, а ребенок сидит дома одинокий, у него нет главного - любви, он недополучает материнское тепло. Это сказывается в агрессии к окружающим и очень сильно калечит душу детей.
– Работа, машины, деньги - все это наживное. Упустишь момент, и в шестом классе ты ему уже не нужен, так?
– Многие родители уже в пятом классе признаются, что не справляются с детьми. Я всегда старшеклассникам привожу пример: идут два родителя, за руки держат ребенка, он идет между ними, один курит, другой пиво пьет, разговаривают на свободном сленге, содержащем нецензурную брань. Ребенок наступает в лужу, ему всё интересно - и вдруг два эти дракона оборачиваются к нему и изрыгают пламя… И ребенок зажимается, весь мир у него становится черным, и дальше ему ничто уже не интересно. Он обижен на весь мир.
– Елена Александровна, помимо школьной жизни вы еще и депутат Совета депутатов Наро-Фоминска. Почему вдруг решили идти в политику?
– Желание помочь городу, обществу заставило пересмотреть свои взгляды. В первую очередь думалось о школе. Хотелось помочь школе, ученикам, учителям, городку в целом. Я всегда активистка по жизни: в школьные годы была председателем совета дружины, комсоргом школы, в институте - старостой группы, потом - общественным секретарем по сохранению памятников культуры, всегда шагала впереди, мне это нравилось. Я не вижу себя в стороне от общественной жизни, мне всегда хочется помочь.
– Какие у вас планы для школы?
– У нас 2 компьютерных класса, по последним стандартам оборудован кабинет русского языка, 8 интерактивных досок со всем оборудованием, все уроки могут проходить на современном уровне. Есть даже лингафонный кабинет, но всегда хочется больше! Сделать хороший ремонт, например. Для нас много сделала администрация Наро-Фоминского района: нам заменили все освещение, теплосеть, канализацию и водопровод, но хотелось бы, чтобы школа была еще более уютной и домашней!
– Расскажите о своей семье?
– У меня большая семья! Муж военный, закончил академию, служил в генштабе. У нас тоже своя военная династия: у меня папа был военнослужащий, подполковник, служил в Кантемировской дивизии. У мужа отец тоже подполковник, служил в Мытищах. Теперь вот сын Алеша пошел по их стопам и сейчас служит в Можайске на арсенале. Дочь Александра закончила авиационно-технологический университет им.Циолковского, получила второе образование - управленческое. Невестка у меня - учительница физики. Внучка Ксюша в этом году пойдет в школу, второй внучкой считается моя племянница Вика, я ей как родная бабушка. Кот Алик тоже у нас член семьи. Семья - это мой тыл, который я создала и в котором я полностью уверена.
– Елена Александровна, о чем вы мечтаете?
– У меня есть мечта - не стареть душой! Хоть и банально звучит, чтобы все были здоровы, но первое - как можно дольше не стареть, оставаться тем учителем, который понимает детей и которого дети понимают.
Вот такая получилась интересная беседа. Уверена, что бывшие и настоящие ученики Елены Александровны, прочитав эту статью, улыбнутся и скажут: «Да, как же нам повезло встретить на своем жизненном пути такого Учителя!»
Беседовала Снежана Ларина
Комментарии (0)
Добавить комментарий