Небольшая деревенька Клин расположена на западе Наро-Фоминского района, недалеко от административной границы с Боровским районом Калужской области и когда-то входила в состав Боровского уезда.
А сейчас это уже не деревня, а, скорее, дачный посёлок, поскольку постоянных жителей в ней можно пересчитать по пальцам одной руки. Рядом с этой деревней располагается другая, имеющая любопытное название Гуляй Гора, тоже к настоящему времени ставшая дачным местом. Но в самом названии деревни Гуляй Гора есть что-то вольнолюбивое и казацкое. И хотя на географической карте Московской провинции 1774 года она называется как Гуляево, без второго слова Гора, которое, видимо, появилось на картах значительно позднее. В свою очередь автор этих строк находит в наименовании этой деревни именно казацкие корни. В Московском государстве XVI и XVII вв. казаки находились в составе сторожевой и станичной служб, охраняя пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. Вместе с тем приграничная зона Боровского, Верейского и Можайского уездов были местом постоянных военных столкновений с польскими захватчиками. Несмотря на то что в 1612 году поляки были изгнаны из Москвы, война с Польшей продолжалась до 1618 года. Борьбу с ними на западных границах возглавлял в то время князь Дмитрий Михайлович Пожарский, направленный в июне 1615 года в Боровск, для того чтобы собрать здесь войско для дальнейшей борьбы с поляками. Костяк этого войска составляли казаки. По мнению некоторых исследователей казачества, слово "казак" в переводе с тюрского означает "охранник" или, наоборот, "разбойник". Также — "свободный человек", "изгнанник". Это слово часто обозначало свободных, "ничейных" людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками. В XVII веке в приграничном с поляками Боровске также была казачья слобода, располагавшаяся на окраине города по дороге, ведущей через Верею к Можайску. С левой её стороны была Петрова гора, а с правой — Пушкарская слобода, что в какой-то степени обеспечивало защиту западной стороны города от внезапного нападения поляков.
Но вернёмся к нашей Гуляй Горе. Автор этих строк полагает, что недалеко от деревни Клин на возвышенности располагался казачий курень. Это термин монголо-татарского происхождения и означает "кольцо". То есть на месте этой деревни, на горе или возвышенности, мог находиться казачий сторожевой пост, обеспечивающий охрану подходов к Боровску со стороны Вереи и Можайска. А поскольку казаки — люди вольные, любящие повеселиться и погулять в свободное время, возможно, это и послужило названием — Гуляй Гора, на месте которого и выросла деревня. Впрочем, это лишь предположение автора.
Но именно здесь, у деревни Клин, произошло столкновение отряда Дмитрия Пожарского с литовцами, союзниками поляков, которых казаки полностью разбили. В связи с чем второго декабря 1617 года Пожарский направил в Москву гонца с вестью о том, что "Константин Дурной да Иван Морин з дворяны и з детьми боярскими да атаманы, он, Иван Филатьев, да Семён Короткий с казаки, сшод, литовских людей в Боровском уезде в деревне Клине побили и языков взяли шляхтичей с под королевича знамени 15 человек". Читатель в настоящее время может себе представить, как польско-литовские воины, одетые в железные латы, выстраивают клином свои отряды, а казаки в противовес им выстраивают свою линию защиты для предстоящей атаки. Клин клином вышибают, как говорят у нас в народе, то есть равное равным.
Но в 1618 году вновь происходит встреча польского королевича Владислава и русских отрядов, уже под самим Боровском. В помощь к отряду князя Ахмашукова-Черкасского под Боровском из Калуги пришли отряды казаков и дворянские сотни. Но самонадеянные и вольнолюбивые казацкие атаманы не захотели подчиняться князю, и в результате этой несогласованности во время боя, происходившего в семи верстах от Боровского Пафнутьева монастыря, видимо, всё там же, в районе деревень Клин и Гуляй Горы, русские войска были разбиты. "Их же топташе до Пафнутьева монастыря, едва воевода уйде в Пафнутьев монастырь. Многих же московских людей побиша: одних смолян убиша шестдесят человек, а князь Дмитриева полку Михайловича Пожарского убиша полтораста человек" — говорят исторические документы того времени.
Обеспокоенный неудачей под Боровском, к нему из Калуги срочно двинулся сам Дмитрий Пожарский со всем своим войском. А уже 24 июля 1618 года он отправил из Боровска в Москву войскового дьячка Юшку Варфоломеева с вестью о том, что 21 июля им был отправлен казачий отряд к Можайску, где противника нашли и разбили. Вскоре Пожарского перебросили под Серпухов, где он тяжело заболел. Это были последние военные события Смутного времени в Боровском и Верейском уездах, земли которых вошли в территорию нынешнего Наро-Фоминского района.
Литература: "Боровский край в истории России", часть 1, Боровск,1999 г.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий