В первую очередь следует сказать, что от этой усадьбы на берегу реки Нары остался лишь парк с изумительными липовыми аллеями. Одна из них называется "Готической" из-за сходства с внутренней архитектурой готического собора. Также сохранилось дугообразное здание конюшни, используемое в настоящее время коммерческими структурами. А на фундаменте бывшего усадебного дома, сгоревшего в 1930 году, построена Детская спортивная школа.
Леонид Григорьевич Дробышевский в своей книге "На берегу Нары" отмечает, что усадебный дом представлял собой двухэтажное деревянное здание. Рядом находился второй дом павильонного типа, с бельведером, выполняющим роль летней кухни. В настоящее время только парк напоминает, что здесь когда-то существовало дворянское гнездо рода Рюриковичей, к которому и принадлежали князья Щербатовы. Их родословная берёт своё начало от черниговских князей, родоначальником которых был князь Василий Андреевич Оболенский, по прозвищу Щербатый (XVII "колено" от Рюрика). Но из литературных источников известно, что "Нара" в конце XVII — первой половине XVIII веков была вотчиной князя Якова Барятинского. Этот род тоже происходит от Рюриковичей и потомков князей Черниговских. Но их прародителем был князь Александр Андреевич Межецкий или по-другому Мезецкий, владевший Барятино. Сейчас эта местность входит в состав Мещовского района Калужской области. Но сама усадьба и его парк на берегу реки Нары стал закладываться, скорее всего, с середины XVIII века при его следующей хозяйке княгине А.И. Путятиной. И лишь со второй половины XIX века ею завладел московский генерал-губернатор, участник войны 1812 года князь А.Г. Шербатов, затем его сын А.А. Щербатов. А последним её владельцем до 1917 года стал Сергей Александрович Щербатов — мемуарист, художник и коллекционер произведений искусства. Что собой представлял усадебный дом имения Щербатовых — сказать трудно ввиду отсутствия его фотоснимков, если не считать фотографии в виде цветной открытки дачи князя Щербатова, снятой, видимо, с моста через Нару в начале прошлого века. Но к этому снимку мы ещё вернёмся. Вместе с тем, благодаря некоторым работам Игоря Эммануиловича Грабаря, можно увидеть отдельные фрагменты этой замечательной усадьбы. В первую очередь это картина "Золотые листья". На ней показано левое крыло усадебного дома, к балкону которого протянулись красные листья дикого винограда. Клумбы, ухоженный газон и дорожки, ведущие к дому, дают представление и о том, что и правая сторона дома ввиду используемой в архитектуре усадебного строительства симметрии могла иметь аналогичный вид. Другие работы Игоря Эммануиловича, написанные в имении Щербатовых, — это "Балюстрада" и "Луч солнца". Если же внимательнее всмотреться в картину "Золотые листья", то сквозь ветки осенних деревьев можно различить контуры второго здания с бельведером (надстройкой наверху), показанного на картине "Луч солнца". Благодаря этому можно представить, как мог выглядеть второй усадебный дом князей Щербатовых, упомянутый Дробышевским в своей книге.
Имя Игоря Эммануиловича Грабаря — одно из самых известных в истории русской культуры XX века. По приглашению Сергея Александровича Щербатова он с августа по октябрь 1901 года жил в его наро-фоминской усадьбе, о чём оставил воспоминания в своих мемуарах. Живя в имении Щербатовых "Нара", он подолгу прогуливался по окрестностям, любуясь пейзажами русской природы. Грабарь был очарован архитектурным обликом дворянской усадьбы с двухэтажным барским домом, павильонами, бельведерами, столетним парком и липовыми аллеями. "Только в конце сентября я ожил, — вспоминал впоследствии Игорь Эммануилович, — и так был восхищён давно не виданным зрелищем золотой осени, что писал с утра до вечера, не отрываясь, пейзажи". Им было написано здесь восемь пейзажей в манере импрессионистов. Эти работы имели большой успех. Пейзаж "Луч солнца", написанный в Наро-Фоминске, приобрела Третьяковская галерея. Пейзаж "Балюстрада", написанный там же, купил известный коллекционер И. А. Морозов.
Картина "Подмосковная усадьба" и пейзаж "Золотые листья" находились в коллекции самого князя С. А. Щербатова. В ней наиболее ярко проявился импрессионистский подход художника к натуре. В настоящее время любой пользователь Интернета может найти все эти произведения искусства во всемирной информационной паутине.
Литература: Л.Дробышевский "На берегу Нары", М., 1975.
А.Б. Чижков "Подмосковные усадьбы", М., 2006.
Д.В. Блонский "Царский, дворянские, купеческие роды России", М., 2007.
Валерий Ипатов
Комментарии (1)
Добавить комментарий