Никольский храм, построенный в 1852 году, — это визитная карточка нашего города. Это одно из самых старых каменных строений, сохранившихся в городе до наших дней вместе с корпусами и казармами бывшей Наро-Фоминской прядильной фабрики. Но и кроме того Никольский храм — это ещё и духовный символ города, его нравственности, которой, к сожалению, в нынешнее время многим не хватает.
Святитель Николай Мирликийский Чудотворец — один из самых почитаемых на Руси святых. Он, считаясь покровителем Руси, нас-только любим русскими людьми, что и сейчас ещё можно услышать поговорку: "Если даже Бог умрет, Никола Чудотворец все равно будет с нами". И именно в его честь на Руси построено большое количество храмов. Память о нём все православные России отмечают 19 декабря — день его смерти, и 22 мая — день прибытия его мощей в город Барий.
В Наро-Фоминском районе к нынешнему времени сохранилось всего четыре каменные церкви, построенные в его честь в прошлые века, и все они носят название Никольских. Самая древняя из них возведена во второй половине XIV века в селе Каменское. Это село, как и Фоминское, упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты с 1328 года и отписывалось Ивану Красному, будущему отцу Дмитрия Донского.
Также до наших дней сохранилась Никольская церковь, построенная в 1761-1764 годах в селе Субботино. Ну а к более молодым относятся Никольские храмы в Наро-Фоминске и Новосёлках, возведённые примерно в одно и то же время. А уже в наше время на месте разрушенной деревянной церкви в Атепцево была отстроена новая деревянная церковь, названная, как и прежняя, Никольской. Вместе с тем до постройки каменного храма в Фоминском существовала деревянная церковь, которая, по воспоминаниям старожилов, давно ушедших из жизни, сгорела в 1914 году. Об этом упоминал в местной прессе ещё во второй половине 80-х годов прошлого века участник Великой Отечественной войны краевед-энтузиаст Леонид Михайлович Пименов. Лишь по картине Василия Васильевича Верещагина "На этапе. Дурные вести из Франции" можно судить о внутреннем убранстве сгоревшей церкви.
О том, что Василий Васильевич был в Наро-Фоминске, где работал над серией своих картин, посвящённых войне 1812 года, писал другой любитель истории края Леонид Григорьевич Дробышевский в своей книге "На берегу Нары", изданной 35 лет назад. Раньше село обязательно должно было иметь собственную церковь. И этой церковью в Фоминском была сначала деревянная Никольская, впоследствии закрытая из-за ветхости и постройки нового каменного одноимённого храма. А затем, видимо, из-за ненадлежащего надзора сгорела.
Но вернёмся к Святителю Николаю Чудотворцу. В 1976 году Наро-Фоминск был награждён Орденом Отечественной войны первой степени, а в 2009 году городу было присвоено звание "Города воинской славы". Оглядываясь на историю города, можно сказать, что с момента строительства Никольского храма его охраняет сам Святитель Николай Чудотворец, не позволивший врагу в годы Великой Отечественной войны полностью овладеть Наро-Фоминском. Немцев остановили почти на подступах к храму. Его святые стены служили надёжной защитой нашим воинам. В суровой битве за Москву именно с Никольской церкви вёлся пулемётный огонь по немецким автоматчикам, ворвавшимся в западную часть города, с неё же наши воины вели корректирующий огонь артиллерии по немецким позициям. И как враг ни пытался уничтожить своим огнём Никольскую церковь, расстреливая артиллерией, сбрасывая авиабомбы, но всё же она устояла. Устояла она и во времена гонений церкви и массового разрушения храмов. Так разве нельзя отнести этот факт к Чуду, а сам образ Святителя Николая Чудотворца считать покровителем не только Никольской церкви, но и вместе с ней и самого Наро-Фоминска, не отданного на поругание врагу?
На гербах многих русских городов часто изображали святых, являющихся их покровителями. Так, на гербе города Москвы изображён Святой Георгий — покровитель столицы. Так может быть и на флаге города Наро-Фоминска вместо Георгия Победоносца следует отобразить лик Николая Чудотворца — покровителя нашего города и более почитаемого в России Святого? Надо получить благословление Московского Патриархата, оставив при этом изображение Георгия лишь на знамени Наро-Фоминского района. Да и стела "Город воинской славы", как мне кажется, тоже заслужила своё право на место в гербе города. А что Вы думаете по этому поводу, дорогие читатели?
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий