Оружие пролетариата

В классическом марксизме определение понятию "пролетариат" было дано ещё Фридрихом  Энгельсом в его работе "Принципы коммунизма", которая была написана  в конце октября 1847 года. В ней он писал: "Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала".

Эти слова  были написаны незадолго до революций в странах  Центральной Европы, где в середине XIX века рушились феодально-абсолютистские порядки, социальное и национальное угнетение.  В феодально-крепостнической России в то время  лишь зарождалось промышленное производство, а вместе с ним и  пролетариат, то есть класс рабочих, которому, как говорится, нечего терять, кроме своих цепей.
В то время, когда Энгельс на туманном Альбионе задумал свою работу, на  территории нынешнего Наро-Фоминского района пролетариат только зарождался. Первое промышленное производство начиналось с постройки помещиком Д.П. Скуратовым небольшого стекольного завода возле принадлежащего ему селения Плесенское. А чуть позднее им же вместе с помещиком Лукиным  и соседствующим с ними крупным землевладельцем князем Шербатовым  началось строительство прядильных и ткацких производств, слившихся позднее в  фабрику, превратившуюся во второй половине ХХ века в крупное предприятие, называемое Наро-Фоминским шёлковым комбинатом. Но наибольшее своё развитие она получила при своей реконструкции в начале 60-х годов прошлого века  и строительстве нового красильного производства. Руководил этим директор Михаил Фёдорович Столбов. Благодаря этому талантливому руководителю, понимающему, что рабочих  необходимо обеспечить нормальными социальными условиями, началось  строительство домов, названных впоследствии "косыгинскими". Переезжающие из семиметровых казарменных комнатушек дореволюционной постройки,  в которых проживало по несколько семей, ткачихи, прядильщицы и другие рабочие Наро-Фоминского шёлкового комбината в то время воспринимали их дворцами.   Сам комбинат имел свои дошкольные учреждения, свой жилой фонд, клуб, стадион,  медсанчасть, профилакторий и, наконец, пионерский лагерь. Это предприятие являлось градообразующим Наро-Фоминска.   
К началу этого столетия  уже нет Наро-Фоминского шёлкового комбината. Рассыпались в прах и социальные завоевания социалистического прошлого. Развалились и другие  предприятия, относившиеся в то время к местной промышленности. На улице оказались и рабочие, которые стали приноравливаться к нынешним условиям жизни: кто-то искал работу за пределами района, кому-то удалось пристроиться в городе, кто-то занялся собственным бизнесом и превратился в индивидуального предпринимателя. А кто-то не смог найти себя в этой жизни, спиваясь и опускаясь на самое дно беспробудного пьянства.  Вместе с тем дети, родившиеся в эпоху перестройки 80-х годов прошлого столетия  и ставшие в настоящее время уже взрослыми людьми, не оглядывались на родителей. Они уже используют свой жизненный опыт, из которого следует, что достигнуть чего-либо в этой жизни при отсутствии социально-экономической стабильности можно лишь тогда, когда будешь иметь высшее экономическое или юридическое образование, а значит получение оных в эпоху рыночных отношений является наиболее престижным.
Но вот в начале десятилетия нынешней эпохи высшие государственные круги страны с экрана телевизора заговорили, что им не нужно так много юристов и экономистов, а нужны профессии рабочих и инженерно-технических работников. С этого момента начинается сокращение чиновников государственного и муниципальных аппаратов, тех же юристов и экономистов. Нам не нужна такая большая военная армия, продолжали вторить в государственных кругах. И в вооруженных силах происходят сокращения военнослужащих, имеющих высшее профессиональное образование. При этом мало кто торопится служить в армии по контракту, поскольку чаще всего их направляют в горячие точки. А скажите, кому хочется умирать, причём знать бы за что? И вот Мир встряхнул экономический кризис, и из различных коммерческих структур, словно падалицы с яблонь, посыпались те же юристы и экономисты, социологи, психологи, политологи и многие другие, имеющие при этом определённый опыт работы. И вот теперь министерство образования Российской Федерации заговорило о сокращении 200 тыс. учителей.    Что же предлагают им взамен? А предлагают специалистам, имеющим высшее профессиональное образование, в 40-50 лет переквалифицироваться в рабочие профессии, которых, скажем, тоже не очень-то много хотя бы и на рынке вакансий Наро-Фоминского района. Но между тем складывается впечатление, что социальные потрясения октября 1917 года ещё не закончились. Но  оружием пролетариата уже будет не булыжник, а его  высшее образование.


Валерий Ипатов
На фото скульптура И.Д. Шадра
"Булыжник-оружие пролетариата"

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий