Продолжая тему о женской половине семьи Якунчиковых, следует сказать, что четвёртая дочь Василия Ивановича Мария Васильевна Якунчикова (1870-1902), по мужу Вебер, сама была прекрасной художницей. Уже в детстве она увлеклась рисованием, для её обучения отцом был приглашен художник Н. А. Мартынов. Когда в 1882 году её старшая сестра Наталья вышла замуж за художника В. Д. Поленова, то в это время у неё завязывается крепкая дружба с сестрой Поленова — Еленой Дмитриевной.
В 1885 1889 гг. Мария Васильевна училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но окончить его помешала быстро развивающаяся болезнь. В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулёз и порекомендовали сменить климат. Мария Васильевна уезжает в Европу — через Вену в Италию, а годом позже во Францию. В последующие годы она живет в Париже, где работает и учится в парижской частной академии Жюлиана, располагавшейся в Париже. В академии преподавали Бенжамен Констан, Жан Поль Лорранс. Здесь же училась и княгиня М.К. Тенешева, которая очень тепло отзывалась о Якунчиковой-Вебер и её таланте. Одна из картин Марии Васильевны — "Колокола" — хранилась в архиве Тенешевой. Где находится этот архив в настоящее время — неизвестно. Из-за болезни на родину Мария Васильевна приезжала редко.
В 1894 Якунчикова оставила академию Жюлиана, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне. В 1895 г. начинается особый период в её творчестве. Мария Васильевна много и плодотворно работает, увлекаясь декоративно-прикладным искусством: деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Мария Васильевна много занималась выжиганием по дереву. Она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и ее ближайшая подруга Е. Д. Поленова, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы.
В 1896 году Мария Васильевна выходит замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера — русского по паспорту, большую часть своей жизни проведшего за пределами России и позднее получившего французское гражданство, а в 1898 году у них родился сын Степан.
В конце 90-х годов XIX века в своих последних картинах она изображала старинные усадьбы, их быт, внешнее окружение и обустройство. Такие её работы, как: "Окно в Мореве" (1894), "Чехлы", "Из окна старого дома. Введенское" (1897), "Зимняя аллея", написанная в начале XX века, — достаточно полно это показывают. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже вышитое панно "Девочка и леший" Марии Васильевны и резная полочка для игрушек, выполненная по её эскизам, удостоились серебряной медали по классу прикладного искусства.
В 1900 году у двухлетнего сына Якунчиковой обнаруживают туберкулез. Сына удалось спасти, но здоровье художницы не выдержало напряжения сил в борьбе за его жизнь, и у нее вновь открылся диагностированный еще в конце 80-х годов туберкулезный процесс. Рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно подорвало её здоровье. Муж перевёз семью сначала в Шамони, а затем в Швейцарию, где в Шен-Буржери был куплен дом. А 27 декабря 1902 года Мария Васильевна Якунчикова скончалась от обострившегося туберкулеза. В петербургском журнале "Мир искусства" в 12-м номере за 1902 год был опубликован некролог, написанный С. Дягилевым, главным редактором журнала..
В 1974 году сын Марии Васильевны — французский архитектор С.Л. Вебер — передал в дар России ряд произведений своей матери и просил экспонировать их в музее-усадьбе В.Д. Поленова.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий