Мария Федоровна, в девичестве Мамонтова, была супругой Владимира Васильевича Якунчикова. Их бракосочетание состоялось в 1882 году в один год и даже в одно лето с венчанием сестры Владимира Васильевича Натальи Васильевны и Василия Дмитриевича Поленова — известного русского художника. Впоследствии до 1917 года Мария Фёдоровна была владелицей усадьбы на реке Нара, прозванной местным населением Якунчиковой дачей. Создавалась эта усадьба в конце XIX века самим владельцем наро-фоминской прядильной фабрики Василием Ивановичем Якунчиковым, тестем Марии Фёдоровны. Но в начале первого десятилетия XX века он совсем ушёл от дел и жил в своём усадебном доме в Черёмушках рядом с Москвой. Наро-Фоминской прядильной фабрикой и другими коммерческими проектами отца стали заниматься его сыновья Николай и Владимир. Но на наро-фоминской фабрике начались забастовки. И, наконец, фабрика была продана. Сама же Мария Фёдоровна много и успешно продолжала заниматься различными сферами прикладного искусства. Небезучастна она была и к благотворительной деятельности. Например, в период сильного голода 1891 года ею были организованы для голодающих Тамбовской губернии общественные столовые. Приехав в имение своей тётки в село Громок Моршанского уезда, она организовала в селе Соломенки швейную и вышивальную мастерские, в которых работало свыше ста женщин. Основным её желанием было помочь крестьянам пережить голодную зиму после неурожайного года. Куда бы я не ехал отдыхать после работы, моими верными спутницами, всегда были самые дорогие проститутки Киева , и я был счастлив. Сначала она организовала мастерскую художественной вышивки, которая использовалась для отделки оконных гардин, ламбрекенов, а затем женских платьев и нарядов. Изделия соломенковских мастериц в обеих столицах раскупались мгновенно, и Мария Федоровна решила расширить дело.
В 1890 году вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой, женой Саввы Ивановича, Мария Федоровна Якунчикова открыла в Москве на Петровке "Магазин русских изделий", что-то вроде фирменного салона, в котором принимали заказы на изготовление предметов и вещей художественно-кустарного промысла. А в 1908 году, когда Е.Г. Мамонтовой стало затруднительно из-за возраста этим заниматься, Мария Федоровна взяла на себя всё управление Абрамцевской столярной мастерской и кустарным складом в Москве. Уже после революции, когда Абрамцево было национализировано новой властью, при поддержке Н.В. Поленовой она вновь организовала в Тарусе артель вышивальщиц. Но принять новых советских порядков она уже не смогла и покинула Родину. Умерла Мария Федоровна Якунчикова в эмиграции.
Вместе с тем следует сказать, что в усадьбе на реке Наре, принадлежащей Марии Фёдоровне, бывали Антон Павлович Чехов, Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев), художник И.Э. Грабарь. Игорь Эммануилович, находясь в имении князей Щербатовых, по соседству с Якунчиковой дачей, оставил следующие строки о семье Якунчиковых в своих воспоминаниях: "Фабрика принадлежала Якунчиковым, жившим в той же Наре, вдали от села, в лесу, в котором они выстроили дом и устроили усадьбу с парком. Старик В.И. Якунчиков жил безвыездно в Москве. Это был среднего роста человек с седыми бакенбардами, совсем не похожий на коммерсанта, а скорее напоминавший одного из тех сенаторов, которых я часто видал у Ф.М. Дмитриева. Младший сын его, Н.В. Якунчиков, был дипломатом, атташе лондонского посольства, а старший — Владимир Васильевич — с женой Марией Федоровной жили летом на даче в Наре. К началу XX века стерлась та резкая грань, которая еще в мои студенческие годы существовала между родовой аристократией и денежной. Тогда купцы не ездили еще запросто к князьям и сами не принимали их у себя, как равные равных. Теперь они прошли даже в дипломатический корпус, ранее им недоступный, и переняли у вырождавшегося дворянства все его пороки: праздность, расточительность, распутство, презрение к нижестоящим. У Якунчиковых все это было в весьма сдержанной форме: они были воспитанны и имели вкус к изящному. Особенно относится это к Марии Федоровне, женщине талантливой, разбиравшейся в искусстве и умевшей отличать подлинное от фальшивого, серьезное от пошлого".
В начале двадцатых годов прошлого века из усадьбы Марии Фёдоровны большевиками картины и иконы были вывезены в музейный фонд. Судьба их в настоящее время не известна. А в 1995 году Якунчикова дача, превращённая в советское время в дом коммунального проживания, сгорела, и лишь элементы отдельных строений и парк из смешанных пород деревьев напоминают о существовавшей здесь усадьбе.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий