Дизайн окружает нас с самого рождения. Лёжа ещё в пеленках, младенец уже видит потолок, кроватку, игрушки, которые ему дают потрясти заботливые родители. И все это имеет определенные формы, цвет и объем.
Модное слово "дизайн" появилось в нашем словаре вместе с потоком других американизмов, прочно засевших в русском языке. В Советском Союзе придавалось минимальное значение внешнему виду товаров. Главное - это функциональность, работоспособность и соответствие ГОСТу. Внешняя убогость товаров и упаковки никого особо не беспокоила, потому что сравнивать было не с чем. Ничего другого промышленность и торговля предложить все равно не могла, да и незачем это было делать. В первой половине прошлого века над внешним видом зданий, мебели и прочего трудились люди, которым еще довелось повидать при жизни красивые вещи и предметы искусства, произведенные в царской России и за рубежом. Посмотрите хотя бы на первые станции московского метро. Что ни станция, то архитектурный шедевр. После смерти Сталина к власти пришли люди, далекие от лирики. Основным девизом стали слова "пусть плохонькое, но каждому". В результате такой политики мебельная промышленность вырастила особую породу лакированных шифоньеров, диванов-книжек, кресел с ручками из клееной фанеры и телевизоров "Рекорд" на ножках. Причем я не видел ни одного телевизора с действующей ручкой переключения каналов. На телевизоре для этого всегда лежали пассатижи. Взял их и тык-тык-тык по каналам. Особой роскошью был цветной телевизор "Горизонт" с переключением программ на кнопках.
Представьте себе человека, выросшего в серой комнате, с серыми игрушками, серыми алюминиевыми мисками и одинаковой едой. Достигнув совершеннолетия, он идет учиться в серый институт, где преподают люди, выросшие в такой же серости. Представление о мире для любого человека складывается, исходя из тех данных, которыми он располагает. Не зря Альберт Эйнштейн говорил, что все в мире относительно. В итоге человек живет, мыслит и творит, исходя из своих представлений о творчестве. Так как в нашей стране было принято игнорировать возможность сделать чуть красивее, чем то, что и так расхватывается "на ура" за неимением другого, то промышленный дизайн был довольно относительным понятием. Плоды хрущевских застроек городов типовыми пятиэтажками и прочего игнорирования внешней эстетики предметов мы пожинаем до сих пор и будем ощущать еще долгое время. Для того чтобы понять, о чем речь, достаточно выйти на улицу и посмотреть на вывески, которых в городе предостаточно. На строительный рынках, например, предприниматели предпочитают в основном желтый фон, основываясь на его яркости. Бесспорно, желтый цвет достаточно яркий, но, помня заветы старины Эйнштейна, мы сразу спросим: относительно чего она должна выглядеть ярко? Ответ: на фоне желтых вывесок соседей. На разработку дизайна таких вывесок тратится примерно полбутылки пива тому, кто наберет текст в графическом редакторе. Что самое интересное: дизайн особо не беспокоит тех, кто эти вывески заказывает. Основные критерии, предъявляемые заказчиком, - это яркость и "жирность" надписи. Слова "красиво" и "стильно" вспоминаются крайне редко и то, скорее, как пожелания, чем цель.
Но вернемся опять во времена СССР. Что происходило с советским человеком, первый раз попавшим за границу, думаю, объяснять не нужно. При виде чистых улиц, аккуратных домов с опрятными вывесками хотелось бесконечно долго "гнить" в этом загнивающем капитализме. После того как моя мама первый раз побывала в Западном Берлине, она впала в жуткую депрессию.
В начале девяностых отечественный рынок наводнили импортные товары в красивых упаковках. Понятное дело, что за шоколадный батончик с толстым-толстым слоем шоколада и красивой упаковкой в начале девяностых можно было купить кого угодно и что угодно.
Сейчас дети воспитываются в атмосфере быстрого движения и частой смены картинок. В таком объеме информации даже подготовленному человеку тяжело отделить зерна от плевел, а искусство от безвкусицы. И неизвестно, что тяжелее - воспитать в себе любовь к прекрасному в атмосфере серых стен или не утратить способность радоваться мелочам, находясь в стремительном информационном потоке.
Владимир Еркович
Комментарии (0)
Добавить комментарий