Виктор Демьяненко: кубинцы верят в Фиделя и в революцию

Два месяца назад всё пространство Российской Федерации было охвачено «победной истерией». Число 65 встречалось чаще, чем реклама сотовых операторов. Воины торжественно чеканили шаг на парадах, флаги гордо развевались от майского ветра, ветераны тихонько утирали скупую старческую слезу. Мы уже привыкли, что о людях, защищавших Родину от фашистских захватчиков, вспоминают только в День Победы. "Центр Города" ломает стереотипы: героем этого номера стал ветеран Отечественной войны, генерал-лейтенант Виктор Максимович Демьяненко.

Виктор Максимович Демьяненко призвался в Советскую Армию в 1944 году. Служил на первом Белорусском фронте в батальоне автоматчиков. В 1945 году был выведен из боевого состава полка и зачислен на курсы младших лейтенантов. Окончил Ташкентское пехотное училище, академию Фрунзе, академию Генштаба. Служил в Таджикистане, в Германии, был начальником оперативного управления Забайкальского военного округа. Затем была сложная командировка во Вьетнам. Виктор Максимович занимался формированием вьетнамской армии, разрабатывал оперативные мероприятия, оказывал помощь войскам на фронтах. В то время шла война в Камбодже, Лаосе, над Вьетнамом постоянно нависала угроза со стороны Китая. По возвращении из Вьетнама получил должность начальника оперативного управления штаба гражданской обороны страны. Разрабатывал планы защиты населения и промышленных объектов на случай ядерной войны. Затем отбыл на Кубу, где был начальником штаба группы советских военных специалистов и советников.
- Виктор Максимович, скажите, какие задачи стояли перед Вами на Кубе?
- Перед всеми советскими специалистами стояла задача оказания помощи кубинцам в строительстве современной армии. Приходилось решать вопросы военно-оперативного характера. Кубинский контингент советских войск дислоцировался в Конго, а все военные советники находились на Кубе. Приходилось координировать их совместную работу. Подобные вопросы приходилось решать и в Никарагуа. От Кубы до Никарагуа два часа лету на самолете.
- Как складывались личные отношения с руководством страны?
- Очень хорошие отношения сложились с Раулем Кастро. Часто встречались в правительственных резиденциях, что называется, за столом. У нас были очень дружеские, доверительные отношения.
- Как Вы считаете, кубинцы искренне верят в революцию? Ведь уровень жизни на Кубе очень низкий.
- Кубинский народ действительно верит в Фиделя, в революцию, в компартию. Они осознанно строят социалистическое общество. Большие трудности начались после развала Советского Союза. Раньше из СССР шли безвозмездные поставки продовольственных и промышленных товаров, это сильно помогало молодому развивающемуся государству.
- На данный момент кубинская экономика себя обеспечивает?
- Не на сто процентов, но обеспечивает. И, возвращаясь к теме кубинского народа, хочу добавить, что несмотря на все сложности, они верят своим вождям. А оппозиция всегда была и всегда будет, ее развитию способствуют американские спецслужбы, вербующие  бывших зажиточных людей, которые потом дестабилизируют обстановку. Но такие проявления жестко пресекаются властями. Сами подумайте: если бы народ не верил в Фиделя и в Рауля, то и государства не существовало бы.
- Может, все дело в жесткой диктатуре?
- Я не могу сказать, что там какая-то жесткая диктатура. Дело в патриотизме и гражданской сознательности. Именно менталитет гордого, независимого кубинского народа обеспечивает существование государства.
- Куба за счет своего географического положения всегда была своеобразной разменной монетой в отношениях СССР и США. За время вашей службы не было моментов, способных создать серьезную напряженность в отношениях сверхдержав, как это было во время кубинского кризиса в 1962 году?
- Я служил там в период с 1985 по 1988 год, и за это время никаких политических конфликтов не было.
- Начало перестройки как-то повлияло на отношения СССР и Кубы?
- На первых этапах перестройка никак не повлияла на объемы советских поставок на Кубу, а вот развал Советского Союза оказал свое отрицательное влияние на отношения наших стран. Мы по глупости потеряли Кубу. С ее территории мы фактически видели всю Америку "как на ладони". С точки зрения внешней разведки, Куба была бесценным стратегическим форпостом.
- Сейчас поддерживаете отношения с кубинцами?
- Раньше встречались с военными атташе, но этого давно уже не было. Все, с кем я работал, уже давно в отставке, кого-то и в живых нет.
- Большое спасибо, Виктор Максимович, за интересную беседу. Здоровья вам, удачи и долголетия.

Владимир Еркович

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий