В эти дни исполняется 64 года со дня знаменательного события: в 1946 году на Красной площади состоялся уникальный парад, в котором приняли участие только танкисты. По брусчатке главной площади страны ровными рядами прошли колонны боевых машин целой танковой дивизии.
Так впервые с размахом был отмечен День танкиста — праздник, учрежденный за три месяца до этого Указом Президиума Верховного Совета СССР "в ознаменование выдающихся заслуг бронетанковых войск в разгроме германского фашизма и японского милитаризма, а также заслуг танкостроителей в создании техники". Высокой чести пройти маршем у древних стен Кремля специальным приказом И. Сталина были удостоены воины прославленной гвардейской танковой Кантемировской дивизии. Сегодня многих участников того памятного парада нет в живых. Тем ценнее свидетельства тех, кто еще с нами.
Полковник в отставке Григорий Тимофеевич Добрунов — личность поистине легендарная. Герой Советского Союза, кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды и многих других, прошел путь от командира стрелкового взвода, сражавшегося под Сталинградом, до командира танкового батальона прославленного гвардейского танкового Кантемировского корпуса, встретившего Победу в Германии. Сейчас об этом мало кто помнит, но Григорий Тимофеевич был первым во всей Красной армии, кто вышел с вверенным ему подразделением на Эльбу. И, разумеется, в памятном параде 1946 года не мог не принять участия молодой, увешанный орденами комбат-кантемировец, повидавший в свои годы столько, что иным хватило бы на целую жизнь.
Готовиться к параду пришлось с особым усердием. Совершить марш по Красной площади в боевых порядках, на глазах у членов Политбюро и сотен зрителей — дело серьезное.
— Самым сложным было выехать на площадь так, чтобы машины, обогнув с разных сторон Государственный исторический музей, выкатывались на площадь одновременно, чтобы одна не оказалась хоть сколько-нибудь впереди другой, — вспоминает Григорий Тимофеевич. — В Кузьминском лесопарке был возведен макет музея, и мы ежедневно отрабатывали этот непростой этап.
Трудно представить себе волнение, которое охватывало тех, кому предстояло участвовать в действе. Решение провести парад на главной площади страны принял лично Сталин, он же был и главным зрителем — какие-либо сбои и нештатные ситуации были исключены. Заглохшая возле Кремля машина — ЧП. Надо ли говорить, с какой тщательностью проверялись танки перед парадом.
Наконец наступил тот самый момент. Из-за Государственного исторического музея появился боевой дозор. За ним — передовой отряд, затем колонны танковых полков, подразделений и частей обеспечения. Справа и слева одновременно выходили по две машины, двигавшиеся на одной линии с одинаковой скоростью: долгие дни тщательной подготовки не прошли даром.
Сотни танков, идущих стройными рядами по площади, — зрелище не менее эффектное, нежели прохождение пеших колонн. Но для самих участников танкового парада, сидящих в машинах, картина выглядит несколько по-иному. Марширующие в пешем порядке держат равнение направо и, соответственно, могут воочию увидеть первых лиц государства. Танкисты такой возможности лишены, и вспоминать, что они видели Сталина, членов Политбюро и прославленных маршалов, большинству из них потом не приходится. Танки едут по-боевому, при закрытых люках, смотреть в сторону трибун запрещено — с вопросами безопасности тогда было строго. К слову сказать, несмотря на то, что боеприпасов в укладке не было, в каждой машине помимо, собственно, экипажа находился еще и человек в штатском — на всякий случай. Спецслужбы, как водится, решили лишний раз проконтролировать военных — "как бы чего не вышло".
Впрочем, участникам парада было не до того: все, что занимало их мысли в тот момент, — это четкое соблюдение интервалов и дистанций. То, что для стороннего наблюдателя было ярким зрелищем, для них являлось тяжелой работой, которая должна была быть выполнена на высшем уровне. И кантемировцы не подкачали, в очередной раз наглядно продемонстрировав, что не зря их соединение носит гвардейское звание. В наше время солдат и офицеров, мастерски выполнивших порученное им дело, назвали бы профессионалами. В то время было другое понятие, обозначавшее людей, обладавших высочайшей военной выучкой, — "фронтовики". Те, кто выдержал суровый экзамен в огне сражений, и в мирное время оставались примером для подражания и гордостью для соотечественников.
Редакция газеты "Центр Города Наро-Фоминск" поздравляет всех танкистов с праздником. Пусть вашу жизнь минуют бронебойные заряды, броня будет крепка и танки ваши быстры.
Татьяна Обухова
Комментарии (0)
Добавить комментарий