конце 80-х или в начале 90-х годов прошлого столетия в газете "Знамя Ильича" (так назывался в те годы печатный орган Наро-Фоминского района, впоследствии переименованный в "Основу") был напечатан мой материал об истории установления в Верейском узде Советской власти. А начиналось всё с приезда в январе 1918 года в Верею с мандатом ВЦИКа большевика Фёдора Георгиевича Павлова, организовавшего органы Верейского уездного управления и впоследствии ставшего председателем уездного исполкома. Публиковали материал в нескольких номерах, и готовился он на основе попавших в мои руки воспоминаний Арсения Ильича Графова (1895-1969). В 18-м году прошлого века он был председателем Вышегородского исполкома и командовал красногвардейским отрядом при подавлении кулацкого восстания в Верейском уезде. Этому мятежу в моей статье, к сожалению, из-за отсутствия материала отводилось всего лишь несколько абзацев. В Верейский и Наро-Фоминский уезды оно перекинулось из Боровска. При его начале в Вышегороде мятежники разогнали комитет бедноты, а затем убили милиционера И.Д. Мазурова. Вместе с тем в истории мятежа, как и в убийстве милиционера, по настоящее время далеко не всё ясно, причём возникает вопрос: а было ли это восстание вообще кулацким?
Продолжая тему крестьянского мятежа, для читателя сделаю экскурс в историю этих событий. Само восстание было поддержано средним крестьянством и охватывало в ноябре 1918 года Гжатский и Вяземский уезды Смоленской губернии, Медынский и Боровский Калужской губернии, Ржевский уезд Тверской, Верейский и Наро-Фоминский уезды Московской губернии. Причина участия в нём крестьян заключалась в их недовольстве диктатом комитетов бедноты, ущемлявших интересы среднего крестьянства при реквизиции лошадей и коров для Красной Армии. Скидки и распродажи посмотреть на Blogdeals При этом замечу, что по рассекреченным и опубликованным материалам чекистов действительно в сёлах и деревнях мятежной зоны со стороны комитетов бедноты имели место факты взяточничества и различных злоупотреблений. Контролируя большую территорию, мятежники пытались овладеть и Вереёй, но это им не удалось. При защите города погиб красноармеец И.В. Карелов. Восстание в целом не смогло охватить всю Московскую губернию, и его принятыми мерами быстро подавили. В частности, в Вышегородскую волость из Дорохова был направлен конный отряд в пятьдесят всадников из латышских стрелков. Латышские стрелки, как известно, отличались особой преданностью установленной большевиками власти и часто использовались в карательных операциях.
Но вместе с тем, отображая одну сторону мятежа, было бы несправедливо не говорить о другой, выраженной лишь тогда, когда наше государство позволило свободно сказать своё слово русской церкви. Исходя из опубликованных ими свидетельств, подавление Вышегородского мятежа иначе, как кровавой расправой, не назовёшь. Из книги протоиерея Ликино-Дулёвского храма Иоанна Богослова отца Олега Пэнэжко "Город Верея и храмы Наро-Фоминского района" следует, что убийство в Вышегороде крестьянами милиционера было спровоцировано его жестокостью по отношению к жителям села. Не найдя со стороны местной власти управы на бесчинствующего, крестьяне убили его. Правда, в книге отца Олега Пэнэжко указан милиционер под фамилией Мужеров, а не Мазуров, погребённый вместе с красноармейцем Кареловым при мятеже в Верее. Но поскольку в воспоминаниях А.И. Графова милиционера с фамилией Мужеров нет, то речь может идти только о Мазурове. Далее из книги следует, что прибывший в соседнюю с Вышегородом деревню Новоборисовка конный отряд латышей без какого-либо разбирательства зарубил шашками церковного сторожа. Затем были убиты крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера. После к месту расправы были приведены под конвоем священнослужители храма Косьмы и Дамиана Фёдор Ремезов и Крестовоздвиженской церкви Александр Смирнов. Каратели сообщили им, что они сейчас будут казнены. Им разрешили помолиться. Помолившись, Александр Смирнов сказал: "Я готов. Теперь делайте со мной что хотите, но знайте, что вскоре вы все погибнете". После этих слов священник упал от удара шашкой по голове, рассекшей ему голову от виска до темени. Второй удар отсёк затылок. Затем выстрелили ему в голову и в шею. Дважды проткнули живот штыком. Но священник был ещё жив. Последний удар в сердце его умертвил. Затем палачи взялись за Фёдора Ремезова, которого убивали так же долго и мучительно. Уверовав, что Фёдор Ремезов умер, каратели уехали. Но он был ещё жив и, пролежав на месте расправы ночь, умер лишь под утро следующего дня.
Хоронили Александра Смирнова и Фёдора Ремезова при большом скоплении народа. В погребении принимали участие и представители власти, признавая их невиновность. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Александра Смирнова и Фёдора Ремезова прославили как священномучеников земли Верейской. В центре деревни Новоборисовка на месте их гибели стоит символический крест.
Вот таким образом, бессмысленно жестоко, зачастую самоуправно, со злоупотреблениями, комитеты бедноты и местной власти воплощали иногда в жизнь "идеи всего трудового народа". Не стал исключением и Верейский уезд.
Валерий Ипатов
На фотографии священник Александр Смирнов
Комментарии (0)
Добавить комментарий