Век упаковки

Мы живем в «век упаковки». Пусть звучит несколько странно, но это факт. Содержание вторично, главное - как подать, разрекламировать, упаковать. 

Все началось тогда, когда первый человек, едва поднявшись на задние конечности, завернул кусок мяса в шкуру перед тем, как поднести его своей «мадам». Он придумал пра-пра-образ той упаковки, в которую были завернуты первые «сникерсы» и «марсы», завезенные в нашу страну предприимчивыми коммерсантами в самом начале девяностых. 

Именно тогда упаковка и реклама пришли на постсоветское пространство. Нет, конечно, и до падения железного занавеса нам продавали чай не пригоршнями, а расфасованными по стограммовым коробкам с блеклым слоном на торце, но реклама в том виде, в котором она существовала и эволюционировала во всем мире, появилась в нашей стране только с массовым приходом товаров из-за рубежа. В Советском Союзе абсолютной нормой было упаковывать половину всех товаров в серую бумагу из вторсырья, а товары народного потребления - в плотные коробки, сделанные из той же вторичной бумаги. 

Драгоценнейшими артефактами являлись обертки от жвачки с непроизносимыми названиями, привозимыми с оказией из загранкомандировки в братскую Индию или страны соцлагеря. Позднее появились жвачки со вкладышами, которые играли роль твердой валюты среди советских школьников. За несколько вкладышей «Турбо» можно было выменять добротный велосипед, а за «коллекцию» обратить, наверное, в рабство несколько ребят из неблагополучных семей.

Сейчас картина в корне изменилась. В серой коробке уже ничего не продашь. На российский рынок рекламы вышли европейские и американские «монстры» с многолетним стажем, подкрепленным многомиллионными маркетинговыми исследованиями. Их рекламные кампании стали не то что бить в цель, а буквально валить с ног неподготовленных граждан великой страны. Глядя на возможности рекламы, в России стали одна за одной появляться свои рекламные и дизайнерские компании, но как показала практика, достойных соперников заморским воротилам практически не нашлось. 

Улицы городов запестрили рекламными плакатами крайней степени безвкусия. Советские агитплакаты и принципы «ненавязчивого сервиса» оставили неизгладимый след в умах новоиспеченных дизайнеров, что и отразилось на их творчестве. Если от плаката не тошнило, то сделали его, скорее всего, не наши. 

Плоды советских времен мы пожинаем до сих пор. Раньше считалось нормальным, что дизайн агитационных или рекламных плакатов утверждали люди, абсолютно далекие от искусства, но зато досконально знающие программу двадцать третьего съезда партии. Как следствие – перебор с красным цветом во всем и убийственные, протокольные формулировки на плакатах.

Если разбирать дальше понятие «век упаковки», то стоит отметить, что сейчас мало кто видит в человеке что-то кроме марки его автомобиля, бренда одежды и навороченности мобильника. Воистину, по одежке встречают, но чаще получается, что по одежке продолжают общение и по одежке же провожают, оставшись в полной уверенности, что провожаемый – человек крайне серьезный и уважаемый. 

Редко кого интересует внутренний мир человека, если ему нечего показать снаружи. Даже на дороге негласное преимущество при маневре имеет более дорогой автомобиль. Раньше авторитет измерялся толщиной золотой цепи на шее, но ездили все поголовно на «Жигулях» разной степени затонированности. 

Теперь же цепи не актуальны, они лежат дома и надевают их только по праздникам. Сейчас, благодаря развитию рекламного бизнеса, всем известно, насколько одна марка одежды «круче» другой и какой автомобиль дороже. «Продвинутое» отечественное сообщество все больше обрастает диким количеством стразов и кристаллов от Сваровски, но эту тему я уже поднимал около года назад, когда писал о «понтах».

Будем верить, что через два-три поколения советская стереотипность мышления выйдет окончательно из умов наших соотечественников, и люди научатся отличать красивое от безвкусного, а реклама поднимется выше уровня плинтуса и будет радовать глаз.
 

Владимир Еркович


 

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий