65 лет без блокады

Рыдает осажденный Ленинград...
Сестренка с братиком под звуки канонады
Везут на санках маму - в мертвых град...
...Зима...Январь...Число двадцать седьмое...
Кто помнит - не забудет никогда.

Рассказывает Подчищаев Сергей Дмитриевич.
Родился в 1924 г на юге нашей родины в г. Краснодаре. В 1941 окончил среднюю школу и с началом войны пошел добровольцем на фронт. Окончил артиллерийское военное училище Краснодара, получил звание лейтенанта. Было дано назначение на Ленинградский фронт. Это было лето 1942 . Выпускников училища переправляли в блокадный Ленинград по дороге жизни через Ладогу. Нас доставляли в город на военных кораблях. Таким образом я попал в осажденный город. Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные заряды, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы, многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы с текстом: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

Люди были на грани истощения. Рядовому жителю Ленинграда выдавали 125 граммов хлеба. По прошествии 65 лет я спрашиваю себя: «Что же позволило людям выстоять в этой битве?» Думается, что моральный дух, вера, идея защиты своего отечества, братство, взаимоподдержка. Вспоминаю один случай из жизни осажденного города, описанный в литературном произведении. На повозке в город везли буханки хлеба в пункт раздачи. Снаряд попал рядом с повозкой. Взрывной волной повозку откинуло, и хлеб рассыпался по мостовой. Изможденные, погибающие от голода люди не набросились на буханки хлеба. Каждый посчитал своим долгом эту буханочку поднять и положить на место в повозку, потому что знал, что там где-то люди с ночи заняли очередь и ждут эти 125 граммов хлеба. 

В должности командира взвода бригады морской пехоты я участвовал в защите Ленинграда, в боях по прорыву и снятию блокады. Балтийский флот был блокирован, моряки с кораблей, подводных лодок, катеров списывались на сушу, из них формировались морские батальоны, бригады. Они были основной силой, которая защищала Ленинград. Они сохраняли все морские традиции и, к примеру, тельняшки, бушлаты. В острые минуты боя, когда нужно было идти в атаку, матросы снимали шинели, надевали бушлаты и атаковали противника. Оборона Ленинграда не представляла из себя сидение в окопах. Это были постоянные бои, разведки боем, контратаки. Было такое понятие, как ненависть к врагу; это не звериное чувство, а чувство патриотизма, поскольку враг пришел на нашу землю, и закон боя - убей противника, иначе он убьет тебя.

Главное, что запечатлелось на всю оставшуюся жизнь,- атака бойцов Ленинградского фронта, основной задачей которых было освобождение Ленинграда, снятие блокады. Пришлось испытать и голод, и холод. Противник буквально издевался, велись постоянные бомбежки, в то время как у меня остались три последних снаряда. Был дан приказ применить их только в самый критический момент. Помню, немец из окопа на штыке карабина показывает буханку хлеба и кричит через нейтральную полосу: «Русс, переходи на наш сторона, будешь сытый», – а я не могу ничем ответить, потому что остались последние снаряды и голодный. Прошло два года, блокада была частично прорвана, и сумели подойти войска, техника. Загрохотали сотни орудий. Когда поднялись в атаку солдаты и матросы, раздалось тысячеголосое «Ура!» – это было незабываемая, прекрасная музыка победного боя. 

После освобождения Ленинграда с бригадой наступал вдоль побережья Балтийского моря, участвовал в форсировании Нарвы, освобождении Эстонии. Там я был тяжело ранен
и эвакуирован в Ленинград, где в течение двух месяцев находился на лечении. 

- Расскажите о своих наградах.
- Награжден орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда»

- Что вы можете сказать о послевоенных годах? Каково нынешнее отношение к той войне? Что вас больше всего волнует, тревожит?
- После окончания войны я остался служить в армии. В военно-политической академии защитил степь кандидата философских наук. После увольнения работал в высших учебных заведениях, благодаря чему получил ученое звание доцент.
Я анализирую суть этой войны. Война - противоестественное состояние, когда люди убивают друг друга, но война в защиту своего Отечества справедлива. Мы защищали свою Родину, свое Отчество.
Как фронтовику мне особенно больно, когда пытаются представить нас в роли оккупантов, искажают факты, очерняют память погибших. Беспокоит утрата духовных ценностей молодым поколением. О Великой Отечественной должны знать, поэтому последний долг фронтовиков, последний рубеж – донести правду о войне. 

Ирина Михайлова


 



 

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий