Начало в «ЦГ» № 32 (967) от 17.08.2024
Московская битва справедливо считается Великой, сыгравшей выдающуюся роль в Победе над фашистской Германией, поэтому и нынешнее, и последующие поколения историков будут ещё не раз обращаться к ней, чтобы более точно и полно изложить события в тот период, открывая всё новые и новые страницы. Хочется верить, что не станет в этом исключением и поднятая автором тема, касающаяся боевых действий под Наро-Фоминском 1–4 декабря 1941 года.
В фундаментальном труде, подготовленном большим авторским коллективом военных историков под редакцией Маршала Советского Союза В. Д. Соколовского, «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» даётся точная и правильная оценка событий, имевших место в районе Наро-Фоминска в начале декабря 1941 года:
«В результате четырёхдневных напряжённых боёв внезапный удар 20-го армейского корпуса и 20-й танковой дивизии 57-го моторизованного корпуса противника на Наро-Фоминском направлении, начавшийся так успешно и многообещающе для немцев, окончился полным поражением. Необходимо отметить особую стойкость в обороне, энергию и высокую манёвренность в наступлении, проявленную нашими войсками при ликвидации этого прорыва, являвшегося весьма опасным в тогдашней критической обстановке под Москвой. Отлично и согласованно действовали все рода войск. Следует также указать на хорошее взаимодействие на смежных флангах наших трёх армий (5, 33 и 43-й). Спокойно, твёрдо и предусмотрительно управляли войсками командование и штабы фронта и армий. Нужно также отметить умение командования и штаба фронта изыскивать и создавать в тяжёлой обстановке, которая тогда была под Москвой, резервы, быстро их сосредотачивать в опасных районах и целеустремлённо использовать.
Это была последняя попытка противника прорваться к Москве, последнее его усилие преодолеть наступивший кризис всей операции в свою пользу и сохранить инициативу действий в своих руках»1.
Ничего не приукрашивая, можно с твёрдой уверенностью сказать о том, что это была не только последняя попытка прорыва противника к Москве, но и один из важных моментов всей Московской битвы.
Об этом со всей очевидностью свидетельствует и тот факт, что командующий Западным фронтом генерал армии Г. К. Жуков по итогам боёв 1–4 декабря 1941 года наградил орденами и медалями около 800 бойцов и командиров 33-й армии, из них 10 человек – орденами Ленина2.
К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин, этому событию не уделено должного внимания ни в истории Великой Отечественной войны, ни в истории Московской битвы, хотя оно его по праву заслуживает, однако это тема для отдельного разговора. Это далеко не рядовое событие в случае негативного его развития для наших войск могло существенно изменить весь ход битвы за Москву. То, с какой лёгкостью противнику удалось прорвать оборону 33-й армии севернее Наро-Фоминска и вклиниться вглубь почти на 30 километров, наглядно свидетельствует о том, что враг хорошо подготовился к этому наступлению и возлагал на него большие надежды, но стойкость и героизм советских солдат перечеркнула его планы.
Вместе с тем, говоря о значимости событий, имевших место в районе Наро-Фоминска, нельзя не сказать и о том, что, преследуя свои цели, некоторые наши ведущие историки не только «задвинули» это событие на второй план истории Московской битвы, но и обошли молчанием великий подвиг, совершённый в те декабрьские дни 1941 года воинами 33-й армии, а также 32-й сд и 20-й тбр 5-й армий. Хотя, скорее всего, во всём были виноваты не историки, а правящая в стране партийная и государственная элита, у которой был «свой взгляд» на многие события Великой Отечественной войны и Московской битвы в частности.
И ещё.
В свете событий последних лет хотелось бы поднять ещё одну проблему. К великому сожалению, в последнее время упоминание слова «советский» стало для некоторых господ сродни чему-то нехорошему, чужому. Но разве так можно относиться к своей истории и к самим себе? Против немецко-фашистских захватчиков сражались воины многих национальностей: и русские, и украинцы, и белорусы, и казахи, и евреи, и многие-многие другие.
Изучая наградные листы красноармейцев и командиров, отличившихся в боях под Наро-Фоминском и удостоенных за свои подвиги высоких правительственных наград, воочию убеждаешься в этом. Вместе с воинами русской национальности – лейтенантом Г. Н. Петуховым, политруком А. В. Кузовлевым, красноармейцем М. Г. Тимофеевым – обнаруживаешь фамилии татарина красноармейца Мингалея Танатарова, удмурта лейтенанта М. А. Воронцова, евреев батальонного комиссара М. И. Мишкина-Яблонского и старшего лейтенанта Р.М. Бляу, белорусов лейтенанта В. Г. Верховцева, военврача 3-го ранга И. К. Клецкого и батальонного комиссара А. А. Дедя, украинцев красноармейцев П. П. Олехновича и В. Ф. Батовского, старшего сержанта Ф. Ф. Рыбака и капитана Л. Г. Белоуса, поляка военврача 2-го ранга П. И. Василевского, осетина старшего сержанта А. С. Гасеева, мордвина младшего лейтенанта В. И. Осипова, казаха красноармейца Токубея Омурова и мн. других. Среди награждённых оказался воин очень редкой национальности, о которой, может быть, не все и слышали, – шорец красноармеец А. А. Чепаинов.
У НАШЕЙ ПОБЕДЫ был один победитель – советский солдат и командир.
НАШУ ПОБЕДУ нельзя разделить, она одна на всех, в том числе победа в битве под Москвой.
Низко кланяюсь вам, советские бойцы и командиры 41-го, за ваш бессмертный подвиг, за то, что вы, не пожалев жизней своих, отстояли в суровые годы Великой Отечественной войны и в период боёв под Наро-Фоминском в частности Честь, Свободу и Независимость нашей Родины.
ВЫ стояли у истоков нашей Великой Победы.
ВЕЧНАЯ ТЕБЕ ПАМЯТЬ И СЛАВА, СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ!
1 См.: Разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Под ред. Маршала Советского Союза Соколовского В. Д. – М: ВИ, 1964. С. 144–145. Подчёркнуто автором.
2 ЦАМО РФ, ф. 1494, оп. 2, д. 3, л. 103–146.
Комментарии (0)
Добавить комментарий