Автор: Кандидат исторических наук Владимир Мельников
Все послевоенные годы мы – те, кто не воевал, – почти ничего не знали о нашем враге, а кто воевал, «скромно» молчали, поддакивая официальной точке зрения: рассказывать о нашем противнике было и не принято, и непозволительно. Однако это абсолютно неправильно и неумно, но таково было решение официальных властей. Хотя надо сказать правду: за столом, преимущественно в конце застолья, ветераны, особенно кому пришлось повоевать в 1941–1942 годах, рассказывали много такого, во что нам, молодым офицерам, было трудно поверить.
Поэтому наш враг почти везде изображался тупым, трусливым и недалёким, но всё было абсолютно не так. Мы что, отступали до Москвы под ударами неучей? Мы что, почти четыре года воевали с необученной армией, понеся многомиллионные потери? Наши героические отцы и деды сражались с сильнейшей армией в мире и победили её, чего не смогла сделать вся Европа!
Речь не идёт о восхвалении противника, тем более немецко-фашистских захватчиков: это преступники и негодяи высшей марки, им нет никакого прощения за их зверства на нашей земле, за всё, что было совершено ими. Но сейчас речь не об этом: люди военные должны знать сильные и слабые стороны своего противника – так с ним легче бороться и легче его побеждать.
Советская идеология не учла этого аспекта. В годы войны и после неё она из всех сил старалась лепить из вермахта образ разложившейся во всех отношениях армии – и абсолютно зря. Во-первых, это неправда. Во-вторых, «мы рубили сук», на котором сидели, называя белое чёрным.
При изучении биографий немецких командиров и военачальников, в том числе принимавших участие в боях под Наро-Фоминском, обнаруживается интересный факт. Все до единого генералы вермахта прошли школу Первой мировой войны на различных командных и штабных должностях и были награждены железными крестами 1-го и 2-го класса. Это наглядно свидетельствует о том, что на службе в рейхсвере были оставлены не только самые опытные офицеры и генералы, но и самые храбрые из них.
Это были профессионалы в своём деле, настоящие солдаты, знавшие, что такое война, хорошо усвоившие все военные хитрости, умевшие повести за собой подчинённых и пользовавшиеся авторитетом среди них. Это был очень серьёзный противник, поэтому страны Западной Европы ничего не смогли ему противопоставить. И только Красной армии, проявившей невиданные стойкость, мужество и героизм, удалось в итоге одержать над ним победу.
В военно-исторической литературе часто отмечается тот факт, что немецкая армия накануне нападения на СССР имела большой боевой опыт, полученный в период войны в Европе, но мало кто из историков говорит о том, что и задолго до Второй мировой войны рейхсвер с завидным упорством занимался боевой учёбой. Солдаты не на словах, а на деле учились тому, что необходимо было знать и уметь на войне.
Ещё в начале 30-х годов сотни командиров и военачальников Красной армии разного ранга смогли побывать в служебной командировке в Германии и имели возможность воочию наблюдать за организацией боевой учёбы в рейхсвере. Многие из них были просто поражены той слаженностью, с которой подразделения рейхсвера действовали в ходе обычных полевых занятий и учений, уровнем подготовки немецких офицеров.
Известный советский военачальник довоенного времени И. П. Уборевич, посетивший Германию в бытность командующим Белорусским военным округом, в своём отчёте написал:
«…Немецкие специалисты, в том числе и военного дела, стоят неизмеримо выше нас… Во всяком случае, у них многому можно научиться»1.
К ещё более впечатляющему выводу, после посещения Германии и ознакомления с её вооружёнными силами, пришел командующий Северо-Кавказским военным округом И. П. Белов:
«Когда смотришь, как зверски работают над собой немецкие офицеры от подпоручика до генерала, как работают над подготовкой частей, каких добиваются результатов, болит нутро от сознания нашей слабости. Хочется кричать благим матом о необходимости самой напряжённой учёбы – решительной переделки всех слабых командиров в возможно короткие сроки…»2
Эти командировки могли принести Красной армии и советскому государству большую практическую пользу. Была представлена уникальная возможность воочию увидеть организацию боевой подготовки на тот момент лучшей в мире армии, познакомиться с передовыми по тому времени образцами боевой техники и вооружения, тактикой действия войск, в том числе и механизированных. Однако мы, и прежде всего советское руководство, не воспользовались предоставленной возможностью, записав всех, кто увидел хорошее в подготовке вермахта, в число врагов народа, многие из которых были репрессированы, а остальные никогда и нигде не рассказывали об увиденном.
Мы, к сожалению, плохие ученики, об этом давно очень точно сказал Александр Сергеевич Пушкин. Увы, жизнь постоянно подтверждает это: мы каждый раз наступаем на одни и те же грабли. И цена всем этим ошибкам – человеческие жертвы, многих из которых можно было избежать.
Преклоняться перед врагом, безусловно, не стоит, а вот учиться у него всему передовому, что может пригодиться в боевых действиях, обязательно нужно. Надо всегда помнить хорошую пословицу: «Дурак учится на своих ошибках, умный – на чужих».
Командир, принимая решение на бой, должен учитывать многие факторы. Знание сильных и слабых сторон неприятеля – один из главных.
Продолжение следует…
1 РГВА, ф. 33987, оп. 3, д. 87, л. 183. Подчёркнуто автором.
2 РГВА, ф. 33987, оп. 3, д. 348, л. 104. Подчёркнуто автором.
Комментарии (0)
Добавить комментарий