Героическое Таширово ч. 4

Судьба командиров 222-й стрелковой дивизии

Начало в выпуске № 26 (961) от 06.07.2024...

29 ноября 1941 года поступил приказ о назначении командира 222-й сд полковника Т. Я. Новикова командиром 1-й гвардейской мотострелковой дивизии вместо убывшего в распоряжение командующего 16-й армией генерала Рокоссовского полковника А. И. Лизюкова. Командиром 222-й сд был назначен командир 774-го сп этой дивизии – полковник М. И. Лещинский. Армейская судьба обоих комдивов сложилась трагически.

Несмотря на то что полковник М. И. Лещинский был недавно призван из запаса, он хорошо знал военную службу: за его плечами были Первая мировая, Гражданская и Советско-финляндская войны.

Он родился в 1892 году в Санкт-Петербурге. В 1910 году поступил в Санкт-Петербургский университет. В 1914 году окончил его и решил устроиться по специальности, но Первая мировая спутала все планы. Лещинского направили в Павловское военное училище, вскоре он в чине прапорщика оказался на фронте.

После Октябрьской революции уволился из армии и вернулся в Петроград, поступив на работу в ВСНХ Северного района г. Петрограда. Однако вскоре оказался в Москве, а в 1918 году был призван в Красную армию, получив назначение на должность адъютанта 88-го стрелкового полка. В составе 10-й стрелковой дивизии принимал участие в боях с войсками генерала Юденича и против белополяков. За боевые отличия, проявленные в ходе сражений на полях Гражданской войны, был награжден орденом Красного Знамени (№ 8985). С 1921 по 1924 год служил в должностях начальника штаба 10-й стрелковой дивизии и командира полка.

Несмотря на то что перед ним открывались широкие перспективы военной службы, Лещинский всей душой стремился к гражданской жизни и добился своего. В 1924 году его уволили из Красной армии, он устроился на работу в Московское коммунальное хозяйство. В 1930 году поступил в Московский плановый институт, после окончания которого работал в Центральном статистическом управлении СССР.

В сентябре 1939 года М. И. Лещинский был вновь призван в ряды Красной армии и неожиданно для него – в прошлом командира полка и начальника штаба дивизии – назначен на должность помощника командира 768-го стрелкового полка по материально-техническому обеспечению. Михаил Иосифович не стал роптать на судьбу: в тыловики так в тыловики! В составе этого полка он участвовал в войне с Финляндией, проявив себя в этой весьма сложной должности с самой лучшей стороны, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Красной Звезды. Такой чести в той бесславной войне были удостоены немногие тыловые работники. В мае 1941 года он был уволен из рядов Красной армии. М. И. Лещинскому уже было 49 лет, и он вновь с большим удовольствием окунулся в свою стихию – статистику, став преподавателем и глубоко надеясь, что больше служить в армии ему не придется.

В те годы Михаил Иосифович Лещинский был единственным дважды орденоносцем в Центральном статистическом управлении. Однако на этом его военная служба, как оказалось, не закончилась. Когда началась Великая Отечественная война, его вновь призвали в ряды РККА: Родине понадобился его богатый военный опыт.

Сначала он был назначен командиром запасного стрелкового полка, затем стал командиром 2-го полка 17-й сд, а в октябре 1941 года возглавил 774-й сп 222-й сд, с которым вскоре занял оборону в районе д. Назарьево, недалеко от Таширова. Мужество и хладнокровие, проявленные им в ходе боя с противником 19–21 ноября 1941 года в районе Маурина, Любанова, Бирюлева, не остались незамеченными командованием армии. И когда было принято решение назначить полковника Новикова командиром 1-й гв. мсд, никто не сомневался, что его преемником в должности командира 222-й сд станет полковник М. И. Лещинский.

Таков был жизненный путь нового командира 222-й стрелковой дивизии. Вскоре война навсегда разведет их пути-дорожки. Через три дня полковник М. И. Лещинский, получив тяжелое ранение и контузию, окажется во вражеском плену.

О полковнике М. И. Лещинском многие годы после войны старались в наших средствах массовой информации не писать, несмотря на то что назло судьбе ему удалось выжить – три с половиной года он провел в фашистских концлагерях. Впервые о Лещинском написал в своей известной на Западе книге «Восточный фронт» П. Карель:

«В лесу под ТАХИРОВЫМ1 на Нарском береговом плацдарме перед Москвой, среди множества бетонных дотов, в начале декабря 2-й батальон 508-го пехотного полка захватил любопытного военнопленного – командира советской 222-й пехотной дивизии. Тяжелораненого полковника саперы извлекли из его разрушенного блиндажа – единственного оставшегося в живых среди тех, кто там находился»2.

Только в апреле 1945 года М. И. Лещинский оказался на свободе, но ненадолго. Уже через несколько дней после освобождения он был задержан органами НКВД. Более года, с апреля 1945 по май 1946 г., Лещинский проходил многочисленные проверки, последнюю – в проверочно-фильтрационном лагере НКВД № 0314 в г. Ленинске-Кузнецком. Именно там он узнал о том, что на следующий день после своего пленения, 3 декабря 1941 года, генералом армии Г. К. Жуковым был подписан приказ о награждении его за мужество и героизм, проявленные в бою 19–21 ноября 1941 года, орденом Ленина.

После окончания проверки Лещинского направили в распоряжение командующего Западно-Сибирским Военным округом, откуда он в октябре 1946 года в третий, и в последний, раз был уволен из рядов теперь уже Советской армии. Здесь он впервые в своей жизни надел форму с погонами полковника, на которой несколько позже золотом засиял завоеванный им потом и кровью орден Ленина.

Много лет автор этих строк пытался найти в Москве следы родственников М. И. Лещинского, но безуспешно: они продали квартиру, полученную им еще в советское время, и съехали.

Еще более горькой была судьба полковника Т. Я. Новикова, хотя ничто этого не предвещало. Командуя прославленной 1-й гвардейской мотострелковой дивизией, уже через полтора месяца стал генералом. Однако это не спасет и его от вражеского плена, куда он попадет в августе 1942 года, будучи командиром 181-й сд. Следы его потеряются. Только после войны из показаний подполковника Л. М. Коланчука стало известно, что генерал-майор Т. Я. Новиков умер от тяжелой болезни в лагере Маутхаузен в 1943 году.

Его армейская жизнь и военная карьера тоже были насыщены разными, порою драматическими событиями.

Тимофей Яковлевич родился в 1900 году. Восемнадцатилетним пареньком в октябре 1918 года вступил в Красную армию. Участвовал в Гражданской войне в должности командира взвода. В межвоенный период – командир роты, помощник начальника штаба 26-й сд, помощник командира полка. В июле 1939 года стал командиром 833-го запасного полка. В ноябре 1940 года ему было присвоено воинское звание полковник. Войну встретил в должности командира 406-го стрелкового полка 124-й стрелковой дивизии. В ходе приграничных боев, после гибели командира дивизии генерал-майора Ф. Г. Сущего, принял командование дивизией. Остатки частей дивизии вместе с группой бригадного комиссара Н. К. Попеля, основу которой составляли части 34-й танковой дивизии, оказались в окружении в районе Дубно. Проявив завидную волю и хладнокровие, Т. Я. Новиков и Н. К. Попель вывели окруженные части к главным силам 5-й армии Юго-Западного фронта в районе Белокоровичей Житомирской области. В период выхода из окружения полковник Новиков был ранен, после излечения в госпитале назначен командиром 222-й сд.

Оказавшись во вражеском плену, генерал Новиков, по сведениям выживших командиров, не терял веры в победу Красной армии в войне и всячески поддерживал остальных заключенных.

Из книги В. Дегтярева «Побеждая смерть»:

«Вечером в четырнадцатом блоке все слушали беседы генерала Новикова. Смелость этого человека не знала границ. Будучи тяжелораненым, изможденным голодом и тяжелой работой в штрафном концлагере, Тимофей Яковлевич находил в себе силы сохранять бодрость духа и юношеский пыл борьбы… Сколько страсти, непоколебимой веры было в его словах! Каждый ловил слова генерала как свежий воздух. Измученные люди вновь обретали веру в скорое освобождение»3.

Такими были командиры 222-й стрелковой дивизии, руководившие обороной частей и подразделений в районе д. Таширово в период битвы за Москву!


[1] Правильно – Таширово. Прим. автора.

[2] См.: Пауль Карель. Восточный фронт. Книга первая. Гитлер идёт на Восток. 1941–1943. – М.: Изографус, ЭКСМО, 2003. С. 190.

[3] См.: В. Дегтярев. Побеждая смерть. – Ростовское книжное издательство, 1962. С. 193.

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий