День Победы. Самое сложное в этот день — это сказать что-нибудь не банальное, не успевшее набить оскомину. С силой, достойной защитников Сталинграда и Москвы, мы стремимся в этот день показать, что ничто не забыто и никто не забыт.
Только стариков, бивших врага под Прохоровкой и в Наро-Фоминске, не обманешь. Не скроется от них и притворство оратора, который произносит в этот день с трибуны пламенные патриотические речи, составленные по шаблону обращения к ветеранам, в которых из года в год лишь исправляется количество лет со Дня Победы. Уверен, что у большинства работников масскульта есть такие заготовки, и они ими вовсю пользуются.
Казалось бы, 65 лет — не очень круглая дата, а шум и размах празднования, пожалуй, перекроет даже пятидесятилетие. Наш город тоже не остается в стороне. Самой модной темой последнего месяца в Наро-Фоминске является, конечно же, открытие стелы на свежее построенной площади Победы. Также огромным успехом пользуется любая символика с цифрой 65 и георгиевскими ленточками. Два года назад в "Колонке редактора" я восторженно писал об акции "Георгиевская ленточка". В этом году мое отношение к акции не поменялось, но, к великому удивлению, большинство автомобилистов города воинской славы не спешат повязывать на свои антенны черно-оранжевые ленты. С чем это может быть связано — остается только гадать. Она из причин, которые приходят в голову, — это утомление людей от общего "победного безумия", которое превышает допустимые значения. Вся ситуация с подготовкой к Девятому мая сильно напоминает демонстрации на Седьмое ноября в Советском Союзе, когда партийные чиновники поднимали транспаранты и флаги один кумачовей другого, боясь быть обвиненными в недолжном уважении к достояниям революции.
Во время празднования сорок девятой годовщины Победы я был в Германии и поздравил одну местную фройляйн с праздником. Она удивленно спросила: "С каким же?" "Ну как же, — ответил я, — Der Siegestag!" На что она с плохо скрываемой злостью подумала: "Вот же сволочь такая!" — и, развернувшись, гордо отправилась по своим делам. В Германии это не праздник, а дополнительное напоминание о темном прошлом, о котором немцы не особо любят вспоминать, а мы помнить обязаны.
Мне станет грустно, если у читателя создастся впечатление, что автор не чтит подвиги дедов. Отнюдь. При звуке победных маршей у меня с детства по телу пробегают крупные мурашки, а на словах "…с сединою на висках…" знаменитой песни предательски щиплет в носу. Но в то же время старательные перегибы на местах вызывают улыбку. У меня и мысли не возникает о том, что деньги, затрачиваемые на ежегодный показ заботы о ветеранах, можно весь год размеренно тратить на заботу о ветеранах. Хочется лишь чуть больше искренности в словах и поступках.
Владимир Еркович
Комментарии (0)
Добавить комментарий