Мы перерабатываем не духи

Откуда берется неприятный запах в районе очистных сооружений и как с этим бороться

В современном мире большинство людей, живущих в многоквартирных домах, не привыкли задумываться о привычных системах жизнеобеспечения: откуда вода в кране и почему она такая, откуда в квартире свет и тепло, куда уходит канализация. Многие, смывая ванну, раковину или унитаз, не интересуются, что происходит с этим дальше.

В Наро-Фоминске все сети канализации собираются в одном месте – на очистных сооружениях ОСК-11, расположенных на улице Профсоюзной. Сюда приходит и хозбытовой сток, и промышленный от предприятий, и частично поверхностные сточные воды.

В выпуске ЦГ №50 от 11 декабря 2021 года в материале «Новые очистные, станция Нара и ремонт дорог» «ЦГ» писал о том, что очистные сооружения в Наро-Фоминске на улице Профсоюзной давно требуют глобальной реконструкции. Жители соседних улиц много лет жалуются на неприятный запах, который они ощущают в своих домах. Реконструкция действующих очистных невозможна по причине того, что остановить их ни на один день не представляется возможным. В связи с этим подготовлен проект по объекту «Строительство очистных сооружений, г. Наро-Фоминск, ул. Профсоюзная».


Появление неприятных запахов является следствием выделения газов и летучих компонентов, которые образуются в канализации и природных процессах, связанных с брожением и разложением органических веществ и материалов. Основные компоненты выделяемого биогаза: азот (N2), сероводород (H2S), углекислый газ (CO2), аммиак (NH3), биологические организмы, водяные пары и прочие вещества. Состав и концентрация этих компонентов сильно зависят от времени, состава смеси канализации или биомассы, температуры и рH.


В продолжение этого материала журналист «ЦГ» отправился на очистные сооружения канализации Наро-Фоминска, чтобы разобраться, откуда берется неприятный запах и что делается для того, чтобы сократить его количество.

«Мы ведь не духи перерабатываем, а биологическое вещество, которое в процессе гниения однозначно будет выделять дурно пахнущие вещества, основным из которых является аммиак, избавиться от него невозможно», – начинает рассказ Виктория Антонова, начальник отдела экологической безопасности МУП «Водоканал» г. Наро-Фоминска.

На очистные сооружения на улице Профсоюзной приходят все сточные воды из города. Их очистка – сложный многоступенчатый процесс, который начинается с механической очистки с помощью решеток и первичных отстойников. Решетки крючкового типа предназначены для грубой очистки от крупных фракций, а первичные отстойники – для удаления взвешенных веществ и 50% биологического содержания.

При ежемесячном исследовании концентраций загрязняющих веществ, поступающих на очистные сооружения со сточными водами, выявлено, что соединения серы всегда в норме. А вот показатель БПК5 (биологическое потребление кислорода), который указывает на содержание биологических веществ в сточном веществе, очень часто превышает все допустимые нормы.

«На входе в очистные сооружения есть определенный диапазон веществ, которые мы можем переработать, в основном превышения идут по всем показателям более чем в 2 раза. Технология, предусмотренная и реализованная еще в 1996 году, старается справиться с данными содержаниями загрязняющих веществ в два этапа», – продолжает рассказ Виктория.

Чтобы пропал запах

Для того чтобы избавиться от неприятного запаха в районе улиц Профсоюзная и Латышская, специалисты предусмотрели реконструкцию здания решёток, которое до прошлого года было в аварийном состоянии. Все запахи, происходящие оттуда, разлетались: «В прошлом году мы закупили новое оборудование – новые решётки, реконструировали здание, установили осушающую систему вентиляции. Благодаря этому частично снизилась концентрация запаха».

Кроме того, на появление запаха влияют регламентные работы: «В этом году все лето мы чистили первичный отстойник, который находился в аварийном состоянии. Естественно, всё, что было накоплено, гнило и источало неприятный запах. К осени мы эти процедуры закончили, думаю, многие заметили, что уровень запаха снизился».

Первичных отстойников здесь всего четыре. Один аварийный и не подлежит восстановлению: бетон лопнул, и вода попадает в грунт. В прошлом году были полностью опорожнены и отремонтированы внутри два отстойника. А вот тот отстойник, который чистили в этом году, был самым сложным для запуска по регламенту и остался напоследок.

Есть еще такая причина запаха, как камера гашения, куда приходят все стоки коллекторов достаточно большой протяженности, и процессы разложения органических веществ происходят с выделением большого количества аммиака. Аммиаку в трубе некуда деваться, поэтому в камере гашения он сконцентрирован в больших количествах.

«Пока вода не пройдет всю биологическую очистку, от запаха избавиться невозможно. Но чтобы довести воду до биологии, её нужно очистить от мусорно-взвешенных веществ. Сточная вода проходит первичный отстойник в течение полутора часов, и еще полчаса до камеры гашения. Получается, что в течение двух часов вода источает неприятный запах», – уточняет начальник отдела экологической безопасности.

Что сбрасывается в реку

Наряду с неприятным запахом, вторым основным вопросом, который интересует местных жителей, является – насколько очищенная вода на выходе с очистных сбрасывается в реку и может ли она отравить воду в реке?

После механической очистки воды идет второй этап, который ещё более прихотлив, чем предыдущий. Это этап биологической очистки для удаления растворённых в воде веществ.

Он состоит из аэротенков и вторичных отстойников. Аэротенки – квадратные емкости с аэрацией по всей площади дна, внутри которых сточная вода смешивается с активным илом. Здесь происходят процессы полного разложения биологических и химических веществ до простых неорганических. Время нахождения сточной воды в аэротенке в зависимости от притока около 10-12 часов. Активный ил – это смесь различных популяций микроорганизмов, таких как простейшие, грибы, бактерии, черви, коловратки и т.д. Именно эти микроорганизмы спасают нашу реку от ежедневного загрязнения. Аэрация им нужна круглосуточно, так как для метаболизма им требуется кислород.

«В этом году наше предприятие закупило, установило и запустило в работу новый компрессор, в работе на три действующих секции аэротенков необходимо два компрессора, чтобы не допустить аварийной ситуации с недостатком воздуха и гибели активного ила. Кроме того, активный ил может очистить не любую загрязненную воду, а только справится с определенными концентрациями загрязняющих веществ. Как только эти концентрации превышают, ил начинает гибнуть, пениться, всплывать островами сбитых комков. Именно поэтому нельзя сливать различную химию в больших количествах в канализацию. Чтобы восстановить популяцию ила до нормального илового индекса, при котором он хорошо очищает сточную воды, требуется около 25 суток. Каждый залповый сброс – это аварийная ситуация», – говорит Виктория Антонова.

Второй этап биологической очистки – это вторичные отстойники. Их, как и первичных, тоже четыре, они радиальные. Также один из них в аварийном состоянии по причине разрушения бетона. Два из них в работе, их обслуживание проведено в прошлом году.

В настоящее время ведутся работы по восстановлению четвертого вторичного отстойника и его запуску в регламентные работы. После в сток дозируется гипохлорит натрия марки А для дезинфекции. Теперь вода очищена, а все вредные примеси из неё удалены, она поступает на водовыпуск и сбрасывается в реку.

Осадки и избыточный ил, собранные в процессе очистки сточных вод, собираются в аэробных стабилизаторах. Там эта смесь аэрируется на протяжении трех суток. Это необходимо для сбивания в более крупные фракции и устранения запаха, так как заканчиваются все процессы разложения биологических веществ. С аэробного стабилизатора трубы на выход в реку нет. Стабилизированная смесь подается на иловые карты, которые значительно удалены от города и от очистных.


По итогу работы очистных сооружений на выходе с водовыпуска при сбросе в реку ежеквартально проводится мониторинг содержания загрязняющих веществ аккредитованной лабораторией. Все протоколы ежеквартально подаются в Мособлводхоз. Оттуда протоколы передаются в Росприроднадзор. Концентрации на выходе с очистных сооружений многих веществ значительно ниже, чем в самой реке.


«Мы не портим реку, мы её разбавляем очищенной водой. В холодное время года пар от воды на водовыпуске – это нормальное явление. Греть нам сток нечем, и только представьте затраты электроэнергии на обогреватели таких объёмов (выше 27 0С температура очищенной сточной воды подняться не может даже в самый жаркий период). Пена бывает на водовыпуске только после залпового сброса, которые происходят часто. Пена – это следствие появления нитчатых организмов, в реке они поедаются рыбой и никак на её состояние не повлияют», – резюмирует Виктория.


Надежда Николаевна Герасимова работает оператором на песколовках и дробилках очистных сооружений три года: «Если коротко, то моя работа заключается в том, чтобы взбалтывать песок в конусах, а затем отправлять его на откачку. Эта процедура происходит 4 раза в сутки. У каждого – свой участок. В остальное время поддерживаем чистоту и порядок на территории, прочищаем оборудование». По словам женщины, к неприятному запаху привыкаешь быстро: «Буквально через неделю после начала работы я уже перестала испытывать дискомфорт. Работа эта не вредная, но очень нужная».

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий