Светлана Малыхина: «Наша задача – помочь детям стать востребованными там, где они выросли»

Героиня рубрики «Личность в ЦГ» – заместитель руководителя администрации округа

Светлана Михайловна Малыхина родилась 25 марта 1976 года в Тульской области в обычной рабочей семье. Когда девочка пошла в первый класс, семья переехала в Наро-Фоминск. Окончила школу №8 (ныне школа №1), одновременно обучалась в музыкальной школе, а затем поступила на факультет юриспруденции Нового гуманитарного университета. Будучи студенткой последнего курса, девушка начала работать помощником адвоката, а затем пришла на должность юриста в Управление по образованию Наро-Фоминского района.

На вопрос о причинах выбора профессии юриста героиня «ЦГ» отвечает: «У меня была склонность к гуманитарным предметам, поэтому выбор стоял между педагогическим и юридическим образованием. На тот момент сыграло роль веяние времени. Профессия юриста в 1993 году была очень популярна. Кроме того, у меня с детства обострённое чувство справедливости, мне очень хотелось, чтобы моя деятельность всегда была полезна».

Весь трудовой путь Светланы Малыхиной связан с органами власти. Должность помощника главы Наро-Фоминского района по правовым вопросам девушка заняла в период реорганизации местного самоуправления. В этот период от сельсоветов и сельских округов переходили к городским и сельским поселениям. Светлана Михайловна занималась правовыми организационными и подготовительными вопросами. Затем она возглавила организационный отдел Управления делами администрации Наро-Фоминского муниципального района, отдел обеспечивал взаимодействие с вновь созданными городскими и сельскими поселениями и занимался обеспечением деятельности Совета депутатов района, которые были созданы в каждом поселении.

В 2012 году Светлана Малыхина заняла должность заместителя руководителя администрации района – управляющего делами.

«В 2014 году меня пригласили в команду министра образования Московской области Марины Борисовны Захаровой, я заняла должность её заместителя, где проработала почти пять лет. – рассказывает Светлана Михайловна. – За этот период Наро-Фоминский район перешёл в округ, формировалась новая команда. Мне предложили вернуться сюда и курировать вопросы образования. Таким образом я оказалась на должности заместителя руководителя администрации, которую занимаю по сей день».

Замглавы по вопросам образования

Задача администрации городского округа – создание комфортных условий для жизни и развития граждан. Сфера образования – одна из самых сложных и касается абсолютно каждого жителя. Это то, что важно сегодня и будет важно в будущем.

«Недавно у нас проходил педагогический форум «Будущее начинается сегодня». Его название говорит само за себя. Обучение в школе – это не период подготовки детей к жизни, для них это и есть жизнь. И такой важный  период в их жизни должен быть интересным, насыщенным и избыточным с точки зрения предоставления возможностей раскрыть свои таланты и определиться с дальнейшей своей траекторией. Именно на это направлена ежедневная работа и администрации, и руководителей, и педагогов», – отмечает Светлана Михайловна.

По словам героини рубрики «Личность», каждый следующий её рабочий день не похож на предыдущий, наверное, как и у большинства людей: «Мы все живем в эпоху многозадачности, хочется успеть все и сразу. Конечно, есть стратегические задачи, требующие системных решений, есть каждодневные, чтобы вся система образования функционировала: начиная от бытовых хозяйственных вопросов в жизни школ и заканчивая качеством получаемого в округе образования. Обязательная и очень значимая часть работы – рассмотрение обращений граждан и решение обозначенных в них вопросов. Не всё получается решить быстро, есть вопросы, требующие, например, больших финансовых вложений. Но, безусловно, все это включается в дальнейшие планы».

Именно по этой причине Светлана Малыхина много времени уделяет общению с педагогами Наро-Фоминского округа: «Я часто выезжаю в школы и детские сады для непосредственного общения с учителями, детьми, родителями. Это даёт совершенно иной результат, нежели работа в кабинете, более глубокое понимание процессов, которые происходят внутри системы, внутри коллективов. Школы и сады – это не стены, это сообщество разных людей. Часто в диалоге рождаются интересные перспективные решения, о которых ты никогда не подумаешь, сидя за столом».

Команда единомышленников

Управление любой системой требует обучения. Именно по этой причине Светлана Михайловна предложила коллегам из Управления по образованию и директорам школ пойти обучаться на магистерскую программу «Управление образованием» Высшей школы экономики. «Есть периоды собственного развития, а есть те, когда ты начинаешь осознавать свои дефициты. Скорость изменений всех процессов сейчас колоссальная. Отучившись год, мы поняли, что программа даёт много полезного для работы, поэтому предложили еще нескольким коллегам присоединиться к обучению. Таким образом мы формируем команду единомышленников, которая будет управлять системой образования округа в соответствии с современными требованиями, достигая главной задачи – создания условий, при которых наши выпускники будут конкурентноспособными и успешными», – говорит героиня рубрики «Личность».

Если говорить об изменениях системы образования за те годы, которые Светлана Малыхина посвятила работе в этой сфере, то здесь отличий много: «Система образования не может не меняться вместе с изменениями в обществе и в мире. Меняются подходы к обучению, требования к педагогам, форматы обучения. Цифровизация, которая сейчас происходит повсеместно, не может пройти мимо школы. Если раньше учитель был транслятором и единственным источником получения знаний, то сейчас информации вокруг много и сложнее от неё защититься, чем её получить. Возникают вопросы верификации той информации, которую получает ученик в открытых источниках. И перед педагогом стоит очень сложная задача, не только дать знания, но и научить, как это знание применить в жизни. По данным последних исследований, 65 % сегодняшних учеников будут получать профессии, которых нет в еще в квалификационных справочниках».

В форматы обучения, в способы взаимодействия свои коррективы внесла пандемия, когда всем пришлось стремительно перестроиться на удаленную работу и обучение, в том числе и школьникам: «Если раньше цифровые технологии использовались вместе с очным обучением, как дополнительный ресурс, то в тот период пришлось оперативно научиться использовать их вместо очного обучения. Это было непросто, но наши педагоги справились».

Точки роста

Одна из гордостей сельских школ Наро-Фоминского округа – открытие в рамках национального проекта «Образование» центров образования «Точка роста». Их в нашем округе уже шесть. Светлана Михайловна рассказала о том, насколько успешно реализуется обучение в таких классах: «Однозначно, открытие «Точек роста» дало дополнительный ресурс для развития во всех школах. В Атепцевской и Васильчиновской школах направленность больше гуманитарная и технологическая, это медиаклассы, кабинеты информатики, технологии. Появились новые программы дополнительного образования. Это стало местом взаимодействия и детей, и учителей из разных школ.

Четыре центра Точки роста, которые мы открыли в этом году, имеют естественнонаучную направленность. Это современное оборудование для практических занятий по физике, химии, биологии и информатики. Это дополнительная возможность для детей качественно готовиться к ЕГЭ, к олимпиадам. Возможность для педагогов не только школ, где открылись эти центры, но и других школ использовать данное оборудование во время внеурочной деятельности в рамках взаимодействия».

Планы на будущее

Еще один приоритет в работе Светланы Михайловны Малыхиной, как заместителя руководителя администрации, привлечь различными способами дополнительные ресурсы в округ. Она помогает школам заявиться в максимальное количество национальных проектов для привлечения федеральных и региональных бюджетных средств: «Нужно заявлять о себе, участвовать во всех программах, привлекать средства – нац. проекты и государственные программы дают такую возможность. Показывать свои достижения, потому что у нас талантливые дети и педагоги, есть чем гордиться».

Кроме того, что в будущем году планируется открытие еще трёх «Точек роста» в округе, а в 2023 году – еще четырёх, будет реализован один большой проект, который будет касаться вовлечения молодёжи в развитие территории: «Это социальные проекты, разработанные детьми от идеи до конечного продукта, которые мы будем предлагать для реализации. Это важно для того, чтобы дети видели востребованность в себе на той территории, где они выросли, и помогали меняться округу, развивать его для будущих поколений».

Подробнее о том, как будут реализовываться в школах Наро-Фоминского округа различные образовательные проекты, «ЦГ» поговорит со Светланой Малыхиной при следующей встрече.


В 2022 году планируется открытие детского сада в Апрелевке в микрорайоне «Весна», его очень ждут местные жители. А также планируется реализация программы капитальных ремонтов школ, в которую попали две школы округа: Петровская и Апрелевская школа №4.


Елена Волкова

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий