Сражение за Наро-Фоминск

 Это было очень большой натяжкой. Поэтому все с волнением ожидали грозной реакции Верховного Главнокомандующего, но её не последовало. Сталин явно имел более точные доклады, но счел нужным промолчать, хотя и свой приказ не отменил, а более никто не имел на это права. Поэтому попытки 33 армии выбить врага из Наро-Фоминска продолжились. Приказы на наступление по всем направлениям командарм вынужденно повторял соединениям все последующие 5 суток, лишь слегка корректируя задачи. Армия несла огромные потери – до 2000 человек в день. Напряженность боев характерна тем, что до 80% потерь были безвозвратными (тогда как обычно их насчитывалось не более 40%). Наиболее ожесточенные бои эти дни вела 1 Гв МСД. Доблестный (не нахожу иных характеристик) 175 МСП  одно время насчитывал всего 250 человек, но противника через Нару не пустил, а его 4 рота продолжала удерживать часть фабрики на её западном берегу. (Вспомним –

штатная численность МСП свыше 3200 человек.) Воины 33 А проявляли в этих боях массовый героизм. Например,  26 октября отличился экипаж танка КВ-1 под командованием мл. лейтенанта С.А. Кудря. Он  в ходе захлебнувшейся атаки 175 МСП в одиночку прорвался через каменный мост в тыл врага. Танк был поврежден, экипаж укрыл его в развалинах, за трое суток сумел восстановить и пробиться к своим. 28 октября выдающийся подвиг совершил экипаж танка КВ-1 лейтенанта Г.Г. Хетагурова. Всё тщательно рассчитав, он с разрешения командования в одиночку ворвался на западный берег Нары и, маневрируя по городу полтора часа, огнем и гусеницами крушил вражеские огневые точки и штабы. Лишь использовав весь боезапас и ресурс двигателя, танкисты благополучно вернулись к своим. Ограничусь этими примерами, хотя многие сражавшиеся за Наро-Фоминск воины не единожды демонстрировали чудеса героизма. Но слаженные атакующие действия большими силами у наших комдивов и комполков никак не получались. Вот и 1289 СП Беззубова, постоянно атакуя, в очередной раз занимал плацдарм на западном берегу реки Нары южнее Таширово, но «дальнейшего успеха не имел». Это означало: нес большие потери и отступал. На его плечах враг не раз форсировал Нару и, наконец, прочно занял Конопеловку. Следует признать, что после столь напряженных боев выдохлась не только 33А(имеющая уже около 20% л/с). Сильно сник и понесший огромные потери противник. Установилось хрупкое равновесие. В официальных сводках вражеского 20 АК срыв наступления объяснялся распутицей и плохим снабжением. Немцы в своих донесениях все чаще признавали возросшую стойкость советских войск. Ещё красноречивее дневники и письма офицеров Вермахта в зиму с 1941 на 1942 год. Фронт 33 А постепенно стабилизировался на всем его протяжении.
Согласившись наконец-то с логикой генерала Ефремова, Г.К. Жуков, не имевший возможности серьезно подкрепить армию, 29 октября приказал ему прекратить атаки и перейти к жесткой обороне. Фронт замер по берегам реки Нары, с крупными плацдармами противника на её восточном берегу в районах: Таширово, южная окраина города, Атепцево - Каменского и небольшим укреплением в районе Конопеловки. 33 А удалось удержать на западном берегу Нары ротный опорный пункт в части корпусов фабрики. С севера, западнее Нары наседали на Таширово 222 СД и 5 МСБР (См. карту).
 
Алексей Горский
Продолжение следует
 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий