Две пятерки с половиной

 О подготовке сотен рабочих рук и юбилее одного учебного заведения.

«Я б в рабочие пошел – пусть меня научат», – эта фраза поэта Владимира Маяковского как нельзя кстати подходит к тематике сегодняшней статьи. Ведь сейчас значение образования для человека стало гораздо важнее, чем сто лет назад. Принято считать, что высшее образование – светлая дорога в будущее. На самом деле это не совсем так, потому что главное не образование, а умение применить его – практика. А именно этого не хватает в наших университетах. 

Колледжи и техникумы – некая альтернатива ВУЗам. И многие могут с уверенностью сказать, что образование, полученное в колледже или техникуме, помогло им устроиться на высокооплачиваемую должность. Краснодеревщики, и программисты, и слесари, и повара – список специальностей продолжать можно до бесконечности. И многие из этих профессий хорошо оплачиваемы, не так ли? 

Но некоторое время назад по непонятным причинам резко изменилось отношение к рабочим специальностям людей. Хотя востребованность в хороших кадрах с каждым днем только растет, и не просто растет. Многие производства от Калининграда до Владивостока задыхаются от нехватки тех же каменщиков, слесарей, токарей. И взять-то их  действительно негде. В районе уже 55 лет существует учебное заведение, которое готовит к жизни не офисный планктон, а самые что ни на есть рабочие руки. 


За период с сентября 1961 года по август 2009 года училище подготовило 8748 квалифицированных специалистов.


Ты помнишь, как все начиналось 

1 сентября 1961 г. в Верее было открыто строительное училище №4. Предполагалось, что оно за один год выучит юношей и девушек на плотника, каменщика, штукатура, маляра. Через два года в ряд рабочих специальностей добавилась еще одна: слесарь-сантехник. В 1966 г., в связи с массовым строительством жилья в районе и большим спросом на квалифицированных строителей, ГПТУ №40 было переведено из Вереи в Наро-Фоминск. Училище начало готовить выпускников по специальностям: электромонтажник, слесарь-сантехник, электромонтер, маляр-штукатур, плотник, каменщик. В 1976 г. училище было переименовано в среднее городское профтехучилище № 40 и стало готовить учащихся с полным среднем образованием по специальностям: слесарь-сантехник, столяр-плотник, маляр-штукатур, арматурщик, электросварщик, каменщик-монтажник. 

О руководстве 

Четыре года назад директором техникума был назначен Дмитрий Петрович Клейносов. В целом в системе образования он около 20 лет. Ранее работал преподавателем химии, затем заместителем директора по учебно-воспитательной работе. «Молодой, энергичный,  инициативный  и творческий человек», – так говорят о Дмитрии Петровиче коллеги и студенты. 

Жестокий, но безобидный

Педагоги – одно из самых главных богатств техникума. Именно они обучают, направляют, воспитывают тех, кто решил получить здесь образование. 

Много лет в техникуме, а ранее в профессиональном училище № 40, работает Николай Ефимович Васильев, преподаватель высшей категории по специальным дисциплинам. Устройство локомотива, электротехнику, техническую механику и еще огромное количество технических премудростей вкладывает он в головы мальчишек. Кстати, много лет назад он написал учебник, по которому учатся многие железнодорожники страны. Сейчас он готовит еще один учебник, который вберет в себя все необходимые знания по охране труда.  Сам про себя он говорит: «Я жестокий, но безобидный»:  «Первый раз я пришел сюда еще до Олимпиады – 80, потом ушел дорабатывать стаж, вернулся в начале 2000-х. Вместе с ребятами восстанавливал и приводил в порядок мастерские, монтировал макеты. И первый из них – кабина электрички в натуральную величину.   Ребят приучаю к мужской работе, ведь железная дорога – это серьезно. А на самом деле большинство студентов приходится обучать элементарному: что такое электричество, откуда оно берется и др.». 

Но не техникой единой живы студенты. Литература, история, обществознание – те дисциплины, без которых жить и быть в обществе невозможно. С 1987 г. историю в этом учебном заведении преподает Людмила Иосифовна Довгалева. 

«Я пришла работать  тогда еще в училище из Назарьевсокй школы, сначала учителем, потом замом по воспитательной работе. В 2009 г. стала вновь преподавать историю. Надо сказать, что иногда мне студенты задают такие вопросы, на которые я не могу сразу ответить. Спрашивают мое мнение по тому ли иному поводу. Так что приходится изучать  новейшую историю вместе с ними», – рассказывает она.

Выпустились и не забыли

Среди выпускников техникума немало уважаемых людей, которых знает не только район, но и страна. Они строят дома, работают на крупных производствах, водят поезда, открывают свое собственное дело. Одним из таких выпускников является нарофоминец Александр Новиков. Много лет назад он закончил  ту самую «сороковуху». В жизнь вышел, имея на руках профессию повара. Сейчас он предприниматель, депутат, председатель Общественного совета при УМВД. Об «альма-матер» не забыл. Его часто приглашают на встречи со студентами, выпускные экзамены по поварскому и кулинарному искусству. 

Куда пойти учиться — вопрос не праздный. Кто-то делит лист бумаги надвое и записывает все «за» и «против». Другие же, выбирая среднее учебное заведение или 10 класс, взвешивают аргументы в уме. Их может накопиться превеликое множество, причем у каждого они свои. Выбрать самые весомые и определиться, что ближе – каждому предстоит самому. 


Дмитрий Петрович Клейносов, директор наро-фоминского техникума:

- В 2014 году прошла реорганизация сразу нескольких учреждений начального профессионального образования: профессиональные училища № 71 и №112 присоединились к училищу № 40. Все это стало называться Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Наро-Фоминский политехнический техникум». 

А в сентябре 2015 г., Наро-Фоминский политехнический техникум переименован в Наро-Фоминский техникум. 

В этом году мы впервые набрали группу по специальности «Педагогика. Преподаватель физической культуры». Правда, направление узкое – борьба и самбо. В будущем надеемся получить расширенный список заявок от других федераций. Также надеемся и на сотрудничество с ВУЗами, где есть подобные кафедры. Также в этом году была впервые была набрана группа по специальности «Гостиничный сервис». 

Попытались набрать группы по строительным специальностям, но, к сожалению,  люди оказались не готовы идти учиться строительному делу. Хотя  сейчас профессия строителя хорошо оплачиваемая и востребованная. 

Если говорить о самом учебном процессе, то сейчас вспоминаем нашу старую испытанную советскую систему, которая мудрено называется «дуальная система обучения», которая якобы пришла к нам из Германии. Согласно ей, 50% времени ребята изучают теорию, вторая половина процесса – работа на предприятии.  А «на выходе» получается  квалифицированный специалист, который знает процессы производства, тонкости оборудования, ему не нужно привыкать к коллективу и т.д. 

 

В техникуме выстроена хорошая доверительная система, предполагающая равенство педагогов и студентов.  И все дети, к которым не нашли ключик в школах, те самые трудные и неблагонадежные подростки начинают верить в себя и свои силы. Добавлю еще: все так боялись ситуации, когда к нам в главный корпус придут ребята из коррекционных групп (бывшее ПУ № 112). Они у нас обучаются по специальностям «Штукатур» и «Ландшафтный дизайн». За все время обучения ими облагорожена территория главного корпуса, вырублены кустарники, вскопаны клумбы и газоны. И помощь им совершенно добровольно оказывали и автомеханики, и железнодорожники. И никто и никогда им не сказал ни одного слова  о том, что они не такие, как все.

Елена Скрипко

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий