Ночной таран

27 февраля 2017 года в Наро-Фоминском районе Московской области в рамках проекта Поискового движения России «Небо Родины» поисковыми отрядами из Москвы «Единорог»,  «Застава святого Ильи Муромца», «Витязь» и Наро-Фоминского поискового отряда «Бумеранг»,   были подняты обломки и двигатель самолета МиГ-3, на котором в 1941 году советский летчик Виктор Киселев протаранил вражеский бомбардировщик Хейнкель 111. Это был третий ночной таран после легендарного тарана Петра Еремеева в ночь на 29 июля 1941 года и тарана Виктора Талалихина в ночь с 6 на 7 августа 1941 года.

Страницы истории

В ночь с 9 на 10 августа 1941 года в районе Наро-Фоминска старший лейтенант Виктор Киселев, командир звена 34-го истребительного авиационного полка 6-го авиакорпуса ПВО в 0.48 заметил в лучах прожектора бомбардировщик противника. Советский летчик несколькими пулеметными очередями повредил вражеский самолет, но ответный огонь пробил  масляный бак и радиатор самолета Киселева. Масло стало заливать козырек кабины, а немецкий бомбардировщик уже выходил из света прожекторов. Патроны кончились. И тогда Виктор Киселев принял решение – на высоте 1200 метров идти на таран. Сначала он попытался нанести удар винтом снизу по хвостовому оперению Хейнкеля, но при приближении к бомбардировщику воздушная струя отбросила Миг в  сторону. Со второй попытки Киселёву удалось попасть винтом по левой плоскости Хейнкеля.

Летчику удалось не только сбить врага, но и покинуть машину, а  после приземления даже взять в плен выжившего штурмана вражеского бомбардировщика унтер-офицера  Амандуса Отруба, Согласно архивной истории 34 истребительного авиаполка, возглавив группу местного истребительного отряда.

Остальные четыре унтер-офицера: пилот Освальд Шлиман, радист Альберт Ветцель, механик Вильгель Гизельманн и стрелок Вальтер Краних – погибли. На допросе штурман показал, что их экипаж входил в состав 1-й группы 53-й бомбардировочной эскадры «Легион Кондор» (заводской №4250, бортовой А1+НН) и ранее принимал участие в налетах на Англию, за что был награжден Железными крестами. Находясь в состоянии шока Отруба высказался о таране русского летчика так: «Это нечто сверхужасное. Мне показалось, будто небо стало стальным и обрушилось на нас, а душа распростилась с телом…».

За геройский поступок 28 октября 1941 года  Виктор Киселев был награждён орденом Ленина. На аэродром  Внуково, где базировался 34 ИАП, вскоре прибыла делегация журналистов, среди  которых был знаменитый писатель Алексей Толстой. Статья А.Н. Толстого «Таран» была опубликована в «Красной Звезде» 16 августа 1941 г. где летчик описывает свой подвиг, а также рассказано о других Сталинских Соколах, совершивших тараны.

За время боевых действий Виктор Киселев стал одним из лучших летчиков Московского фронта ПВО. Выполнил 251 вылет, провел 21 воздушный бой, сбил 7 самолётов противника лично и 4 – в  групповых боях. Летчик был награжден ещё двумя орденами: Красного Знамени (7 ноября 1942 года) и Отечественной войны 2-й степени (4 февраля 1943 года). В ноябре 1943 года его повысили в должности: Киселев одновременно стал исполнять обязанности штурмана полка и заместителя командира полка. Виктор Киселев не вернулся с боевого задания 6 июня1944 года в районе Ржева.

Поиски в наро-фоминских лесах

Фрагменты самолета МиГ-3 №3547 были найдены в лесу в районе д. Романово Наро-Фоминского района осенью прошлого года. Предположительную наводку на принадлежность самолета 34 ИАП  поисковикам подсказал друг и коллега специалист по авиационному поиску Сергей Катков. После работы в архиве поисковики подтвердили эту версию. Дальше началась тяжелая работа по  откапыванию мотора и извлечению его из ямы глубиной 5 метров. Работы велись в морозные январские дни и продолжились 22 февраля, пока 26 февраля двигатель не был поднят лебедкой из ямы на поверхность. Администрация Наро-Фоминского района подготовила целую операцию по извлечению мотора, весом около тонны. Для этого была выделена тяжелая техника, благодаря которой удалось извлечь мотор легендарного самолета. Теперь мотор готовится к помывке, консервации и экспонированию в музее.

Поисковики надеются, что в городе Воинской славе Наро-Фоминске когда-нибудь будет создан отдельный музей поисковых отрядов, где данная историческая и важная для города находка с гордостью экспонировалась для жителей и гостей.
 Данная поисковая работа не смогла бы быть реализована, если бы не оказанная огромная помощь и поиск технических решений члена Поискового отряда «Бумеранг» Михайлова А.В.,председателя Комитета по культуре, спорту и работе с молодежью, Куимова И.Е, директора холдинговой компании «Элинар», Денисова М.И., начальника автотракторного парка ООО «Птицефабрика «Элинар-бройлер», Вагина Н.В., директора ГУП «Дорпрогресс-Верея».

Также организаторы экспедиции выражают благодарность руководителю МОО «Поиск» Андрею Ивановичу Фетисову, бойцу ПО «Высота им. Дмитрия Сячина» Юрию Тарабанову, Рубцову Дмитрию Алексеевичу. Огромное спасибо коллегам из поисковых отрядов  «Единорог»,  «Застава святого Ильи Муромца», «Витязь» за проделанную работу.

Алексей Веретенников

Благодарим за помощь заместителя командира Военно-исторического поискового отряда Федора Пущина

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий