Чей прервался полет

 О военном  лётчике первой мировой войны.

Русский военный лётчик, ас лётного дела Григорий Эдуардович Сук родился 12 декабря 1896 года в имении Рассудово под Москвой. Отец его – Эдуард Иванович Сук, чех по происхождению, потомственный Почётный гражданин города Москвы, учёный-лесовод, был младшим братом композитора и известного дирижёра Большого театра Вячеслава Ивановича Сука. Мать Любовь Осиповна Сорокина, дочь известного русского врача, окончила женское Мариинское училище в Петербурге и имела специальность домашней учительницы. Детство Григория и его братьев – Бориса и Алексея – прошло в подмосковных имениях Рассудово, Бахрушино, Горки.

Большое влияние на становление личности Григория оказала среда, в которой он жил: дружная, обеспеченная семья, нежная забота матери, всецело отдававшей себя детям, сама атмосфера дома, где берегли семейные традиции, где по вечерам и по праздникам собирались многочисленные родственники и гости, сослуживцы отца – лесоводы, агрономы, управляющие имениями, лесничие, инженеры-геодезисты. Постоянно вращаясь в их кругу, с ранних лет принимая участие в деловых и ознакомительных поездках отца по Московской губернии, Григорий глубоко проникся скромной красотой русской природы. 

Уже в раннем детстве у Григория проявились способности к рисованию, а после окончания в 1913 г. Московской гимназии он занимался на курсах живописи и собирался стать архитектором. На фронтах Первой мировой войны между боями он по памяти рисовал знакомые с детства уголки Подмосковья. В одном из писем с фронта он пишет матери: «А я тут купил себе акварели и «мажу» в свободное время, а иногда и всю ночь напролёт…»

Большое влияние на эстетическое воспитание Григория оказал его дядя Вячеслав Иванович Сук, который летом жил на даче в Горках. А увлечением охотой он был обязан другому дяде по линии матери – Сергею Осиповичу Сорокину, управляющему подмосковными имениями графа Сергея Дмитриевича – Михайловское, Вороново, Плесково и другие, соседствовавшие с Рассудовом. 

Григорий Сук окончил гимназию перед самым началом Первой мировой войны. Его, как и многих молодых людей в России, подхватила волна патриотизма, вызванного германской агрессией. Он отправляется добровольцем в армию, добивается назначения в Гатчинскую авиационную школу. Рафинированный интеллигент, вчерашний гимназист, восторженный романтик попадает в дремучую армейскую рутину. Первые его два письма к матери, написанные 30 мая 1915 г., – это крик о помощи: «Милая мамуся! Попал в Гатчину, в казармы, в самый сущий земной ад. Помещение ужасное. Общие нары, короткие, так что не хватает места даже лечь, и, кроме того, страшная теснота и грязь, клопы, ко вшам привык… В помещении, рассчитанном на 50 человек, сейчас находится 170. Терплю исключительно из-за желания …поскорее попасть в отряд лётчиков».

К концу ноября 1915 года Григорий Сук закончил курс обучения в Гатчинской авиашколе, а 12 января 1916 г. настал долгожданный день, когда Григорий получил заветные «крылышки» лётчика. 27 января 1916 г. скоропостижно скончался его отец Эдуард Иванович Сук, и Григорий, получив краткосрочный отпуск, выехал домой в Рассудово на похороны отца. 

Спустя месяц его направили для прохождения службы в 26-й корпусной авиаотряд, который входил в состав 9-го авиадивизиона, действовавшего в интересах 9-й армии Юго-Западного фронта. Командовал авиаотрядом штабс-капитан Богдановский. На обустройство и знакомство с военной обстановкой новичку дали насколько дней, и уже в конце марта 1916 г. Григорий Сук приступил к выполнению боевых заданий. За первые боевые вылеты Григорий Сук был представлен к награждению Георгиевским Крестом 4-й степени, а 30 апреля 1916 г. его произвели в младшие унтер-офицеры. 

11 апреля 1916 г. в ходе полёта на «Вуазене», который пилотировал Григорий Сук, сначала остановился, а потом загорелся мотор. Летчик перетянул через линию фронта и планировал около 20 км, пока не совершил посадку на поле недалеко от аэродрома. Потушив вместе с наблюдателем пожар и выставив охрану, они отправились за техниками. Вскоре обгоревший аэроплан был отправлен в ремонт, а экипаж получил новую машину. 

Людмила Киселёва, по материалам из семейного архива, предоставленным 

Натальей Григорьевной Сорокиной, для которой лётчик Г.Э Сук был двоюродным дядей

Продолжение следует

 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий