Доверяй и проверяй

 Школьный экомониторинг на страже природы.

Как гласит статистика, природно-экологическая ситуация в Наро-Фоминске считается сравнительно благополучной. Особенно, если сравнивать с серьёзными проблемами в Химках, Дубне или Электростали. По данным ООО «Группа Экоанализ», «состояние почв удовлетворительно ввиду умеренного применения средств химикации». С загрязненностью рек всё значительно хуже. Так, река Нара классифицируется как грязная из-за недостаточно очищенных стоков с очистных сооружений, а река Пахра и вовсе вошла в число первоочередных рек, нуждающихся в экологической реабилитации. По данным РИАМО, Минэкологии стабильно выявляет нарушения на очистных сооружениях в Наро-Фоминском районе, уровень же загрязнения воздушной среды едва держится в предельно допустимых рамках. Очертив картину происходящего, невольно задаёшься простыми вопросами: а хотят ли жители помогать? Формируется ли у наших граждан так называемое экологическое мышление? И если да, то можно ли увидеть, как это происходит на примере, скажем, отдельно взятой школы? 

Средняя школа пос. Новая Ольховка – обнадёживающий ответ на эти вопросы. Во-первых, потому что для учреждения крайне актуален экологический мониторинг местности, и, во-вторых, потому что школа оснащена современным экологическим оборудованием. Оно появилось в Новоольховской школе в 2012 году. Важным фактором для его покупки послужило строительство технопарка «Ворсино», а также близость к влиятельным промышленным предприятиям на границе с Калужской областью. 

В целом, школьный экологический мониторинг позволяет выявить содержание вредных веществ в почве, воздухе и воде. Исследования проводятся, как правило, в весенне-летний период учениками старших классов за счёт кружковой работы и работы научного общества «Прометей». Один раз в месяц показатели сравнивают с показателями Центра  гигиены и эпидемиологии  Наро-Фоминского района. Используемое экологическое оборудование максимально адаптировано к школьному возрасту. Оно представляет собой компактные лаборатории из трубок-индикаторов, насосов-пробоотборников и тест-комплектов. Кстати, такие лаборатории  можно использовать не только в стенах учебных кабинетов, но и взять с собой в поход, провести небольшое занятие у ближайшего пруда, родника, т. е. в полевых условиях. Несмотря на школьный уровень, результаты занятий достаточно серьёзны, поскольку методики исследований повторяют методики, применяемые в научных условиях. Так, в ходе работы заполняется протокол, где фиксируются полученные данные и прослеживается динамика изменений показателей, а затем анализируется результат. Школьный учитель экологии Е. А. Тимакова считает, что исследовательская работа учащихся в ходе проведения экологического мониторинга пока находится на начальном этапе: идет накопление материала, который в дальнейшем предстоит обобщать и использовать для более крупных проектов. По итогам работы за последние годы учителю экологии, да и школе в целом, есть чем гордиться. В 2014-2015 гг. ученица 11 класса Мария Васильева стала лауреатом Всероссийской научно-практической  конференции «Отечество» в номинации «Экологическое краеведение», а в 2015-2016 г. стала призёром муниципального этапа олимпиады по экологии  с работой «Исследование почвенной и водной среды в пос. Новая Ольховка». 

Экологическое состояние района не лишено проблем, однако пример Новоольховской школы даёт надежду на позитивные инициативы.  Желание держать в сфере своих интересов экологические вопросы далеко не последнее требование времени, с которым, как ни крути, считаться стоит.  

Валерия Полевода

 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий