МЛАДШИЙ СЫН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

 Святой благоверный князь Даниил, родившийся в 1261 г. от праведной Вассы, был младшим и четвёртым сыном князя Александра Ярославовича Невского. Ему было лишь два года, когда умер его отец. В 1272 г. князь Даниил по разделу получил город Москву с прилегающими к ней землями. До этого Москвой владел дядя Даниила и родной брат Невского Михаил Ярославович Хоробрит. Сам он погиб в 1248 г. в битве с племенами балтского происхождения «голядь», расселявшимися в верховьях рек Протвы и Москвы. Историю гибели Михаила Ярославовича мы рассказывали нашим читателям в очерке «О реке Протве из русских летописей» №19 (390) от 14.05.2013 г., 

сохранённом в электронном архиве «ЦГ». Вместе с тем М.Н. Тихомиров (1893 – 1965), известный советский историк, москвовед и доктор исторических наук, в своей работе «Древняя Москва XII – XV вв.» о начале княжения Даниила Александровича писал: «После сообщения о смерти Михаила Хоробрита известия о Москве надолго пропадают со страниц летописи, появляясь вновь только под 1282 г., в связи с рассказом о смутах между великим князем Дмитрием Александровичем и его братом Андреем. В Переславль, где засел Дмитрий, пришли тверичи, москвичи и новгородцы. Во главе москвичей стоял младший из сыновей Александра Невского князь Даниил. Никоновская летопись называет его великим князем московским, но более ранние летописи говорят кратко: « Московской Данило Александрович … с москвичи». Из этих слов не вполне ясно, о чём идёт речь: пытался ли Даниил утвердиться в Москве с помощью москвичей, желавших иметь особого князя, или он уже в 1282 г. был московским князем. Дело в том, что у нас есть и другое свидетельство, по которому Даниил утвердился в Москве значительно позже. Так, Супрасльская летопись, сообщая о кончине Даниила, добавляет, что он «княжит лет 11» – слова, пропущенные в других летописях». Таким образом, Тихомиров приходит к выводу, что если Даниил умер в 1303 г., то минус из этого 11 лет, значит, началом его московского княжения надо положить 1292 г. При этом он находит в Никоновской летописи свидетельство, называющее Даниила московским князем уже в 1282 г. Тем самым историк полагает, что в Супрасльскою летопись могла вкрасться ошибка, и поэтому Даниил сделался московским князем именно в 1282 г.  Но как мы видим из данных, опубликованных в православном календаре на сайте «Православие.RU», именно в 1272 г. князь Даниил получил в удел Москву.  Однако мы не собираемся публично оспаривать эту дату, поскольку цифра 1282 определена летописями и проверена плеядой многих известных и авторитетных русских историков, включая и С.О. Шмидта (1922 – 2013)  историка и краеведа, академика РАО, сына известного учёного и путешественника, покорителя северных широт О.Ю. Шмидта. Ну, а мы в свою очередь продолжим наш рассказ о недолгой 42-летней жизни московского князя Даниила Александровича. Московское княжество в начале управления при нём было небольшим и незавидным в сравнении с соседними – Тверским, Смоленским, Переяславль-Залесским, Владимирским и Рязанским.  Но он, достигнув возмужания, понемногу начинает увеличивать его размеры. Прежде на берегу Москвы-реки в честь своего покровителя Даниила Столпника возводит храм, а при нём уже в более позднее время возникает монастырь, известный как Даниловский. Увеличивая территорию своего княжества, Даниил не применяет для этого военную силу и неправедные дела, а достигает всего лишь путём милосердия и миролюбия. В 1302 г. он принял Переяславль-Залесское княжество, чем укрепил Московскую территорию и создал благоприятные условия для дальнейшего её расширения. В 1303 г. святой Даниил тяжело заболел. Он принял  великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта, о чём сообщает история Русской Православной Церкви (РПЦ). Спустя более 500 лет Московский митрополит Платон (1737 – 1812) в составленном им Житии святого князя Даниила напишет: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо, как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завистничающих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой».
В 1652 г. состоялось обретение мощей князя Даниила, а в 1791 г., 
как сообщает Е.Е. Голубинский, исследователь истории РПЦ, он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский. Дни памяти – 4 марта и 30 августа (дата перенесения мощей) по юлианскому календарю.  В истории современного Наро-Фоминска через два года после обретения мощей князя Даниила в 1654 г. была возведена в селе Фоминское деревянная Никольская церковь. А в 1852 г. 
вместо деревянной церкви, сожжённой в 1812 году, возведён новый каменный Никольский храм.  В 1999 г. на месте утраченной в 1930-х годах Введенской церкви села Мальково, слившегося в 1918 г. с Наро-Фоминском,  установили одностолпную кирпичную часовню в честь 700-летия Московского княжества, назвав её Даниловской, но вскоре снесли.  И лишь только в 2009 г. стараниями верующих возле городского Никольского храма была возведена вновь часовня во имя благоверного князя Московского Даниила, с приданием ей наименования водосвятной.
Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий