О БЛАГОВЕРНОМ КНЯЗЕ МИХАИЛЕ ЧЕРНИГОВСКОМ И ЕГО ПОТОМКАХ

Этот очерк  нам бы хотелось посвятить Святому благоверному князю и мученику Михаилу Черниговскому, прямому потомку Рюриковичей и предку-основателю славных ветвей княжеских родов Щербатовых и Барятинских, представители которых оставили свой яркий след в истории нашего Отечества, в том числе и в истории  нынешнего Наро-Фоминского района. Барятинские и Щербатовы на протяжении многих столетий, кроме общих предков, продолжали сохранять между собой и близкие родственные связи.  Благодаря составленным по писцовым книгам архивистами конца XIX в.  братьями В.И. и Г.И. Холмогоровыми Верейской и Боровской десятинам,  нам становится известно, что с конца XVI и в начале XVII веков  Фоминским, прародителем современного Наро-Фоминска, получившим статус села лишь с возведением в нём в 1654 г. деревянной Никольской церкви, прежде владел  князь Пётр Андреевич Барятинский, в 1594 г. воевода в Тюмени. После него вотчиной в Фоминском стал владеть его сын Семён Петрович Барятинский, который в 1632 г. тоже был воеводой в Кромах (ныне посёлок в Орловской области). И, наконец, князь Яков Семёнович Барятинский, воевода Белгородского полка, оборонявший от татар рубежи по Изюмской черте, который и возвёл в д. Фоминское деревянный храм Николая Чудотворца на церковной земле Георгия Страстотерпца, сожжённый французами в 1812 г. Князья Щербатовы владели вотчиной в Плесенском, упомянутой в Духовной грамоте Ивана Калиты как волость или местность Плеснь. Представитель этого рода князь Иван Осипович Щербатов (1647–1727), царский стольник, с 1675 г. был владельцем этой вотчины.   Недалеко от Плесенска в Шапкино он  в 1707 г.  возвёл церковь Петра и Павла – ныне пребывающая в руинах, с сохранившейся частью колокольни. Позднее князья Щербатовы стали владельцами усадеб на реке Наре в Литвиново и в селе Наро-Фоминском, получившем своё двойное название в середине XIX века от слияния деревни Нара и села Фоминского. Один из  современных представителей рода Щербатовых побывал в этой усадьбе, от которой сохранился лишь старый городской парк. Это был князь Алексей Павлович Щербатов, в своё время входивший в Российскую зарубежную экспертную комиссию  по идентификации останков Николая II и членов его семьи, которых погребли в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга 17 июля 1998 г. Жизнь Алексея Павловича, прожившего 92 года, о котором мы несколько коснулись, освещая на историко-краеведческом сайте Наро-Фоминского района «Боровский тракт» прошлое усадьбы Щербатовых, заслуживает не одного исторического романа. Его отец был адъютантом Великого князя Николая Николаевича, а мать – урождённая  княжна Барятинская.
О самом Михаиле Черниговском история Русской Православной Церкви нам сообщает, что князь Михаил Всеволодович, он же Михаил Черниговский (годы жизни 1179–1246) был сыном Всеволода Чермного и дочери польского князя Казимира II. На Соборе в 1547 г. причислен к лику Святых, день памяти которого проводится в православных церквях 20 сентября по старому  или 3 октября по новому стилю. С 1772 г. его мощи были перенесены из Чернигова в Москву, где  помещены в серебряной раке Архангельского собора. При пожаре 1812 года с нашествием Наполеона серебряная рака была похищена и заменена бронзовой. В 1206 г. Михаил Всеволодович недолгое время был князем Переяславским. В 1224 г. и 1229 г. – князем Новгородским. С 1223 по 1246 гг.. –  князем Черниговским. Галицким с 1235 по 1239 г.. Великий князь Киевский в 1238 – 1239 г. и 1241 по 1243 гг. В 1224 г. против монгольских отрядов участвовал в битве на Калке, закончившейся, как известно, разгромом русских дружин. Осенью 1237 г. к Михаилу Черниговскому обратились рязанские князья в лице их воеводы Евпатия Коловрата с просьбой о помощи в борьбе против монголов. Но он отказался оказывать им эту помощь, как говорят летописи, из-за того, что «рязанские с ним на Калку не пошли». Вернулся Евпатий Коловрат в Рязань, когда от неё осталось лишь пепелище. Он догнал со своей небольшой дружиной монголов, когда те подходили к Владимиру. В битве с ними сам он и его отряд погибли. В период монгольского нашествия на чернигово-северские земли, когда являлся великим князем Киевским, Михаил Всеволодович бежал вместе со своим сыном Ростиславом в Венгрию. Вернулся в опустошённый татарами Киев, где правил им до 1243 г. Когда Киев по татарскому ярлыку перешёл во владение Ярослава Всеволодовича Владимирского, Михаил Черниговский вернулся в Чернигов, где правил им до той поры, пока вместе с другими русскими князьями не был вызван в Орду в ставку Батыя.  Перед входом в шатёр ставки Батыя монгольские жрецы повелели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил Черниговский, как истинный православный христианин, отвечал: «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения  князь был казнён. Его гибели посвящено «Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Князя тайно похоронили верные  ему приближённые, а затем останки его перенесли в Чернигов. После его смерти черниговский престол занял брат Михаила Андрей. Вместе с тем следует заметить, что широкая известность Михаила Черниговского в Российском государстве стала распространяться после переноса его мощей в 1777 г. из Чернигова в Москву, что привело к тому, что все служилые верховные князья при составлении своих родословных стали указывать его своим предком. Таким образом, в родословных книгах образовалось огромное количество потомков Михаила Черниговского, к которым относили себя: Долгоруковы, Волконские, Репнины, Горчаковы, Оболенские, Одоевские, Воротынские, а вместе с ними  Барятинские и Щербатовы.

Валерий Ипатов


[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий