Ах, эта «коммуналка»…

Что нам «положено» и как защитить свои потребительские права на законных основаниях.

Как показывает жизнь, москвичей, да и россиян в целом, испортил не только квартирный, но и «коммунальный» вопрос. Каждый раз, когда приходит день оплаты по счетам, глядя в платежку, мы с головной болью вспоминаем о том, как часто забывали выключить свет, как много «накапало» за воду и т.п. Но это еще полбеды. Самое неприятное, что эффективность системы оказания коммунальных услуг, к сожалению, в нашей стране пока оставляет желать лучшего. Согласитесь, самостоятельно разобраться во всех тонкостях жилищно-коммунальных дебрей рядовому жителю практически невозможно. В данной статье на основе информации от зам. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по МО в Одинцовском, Можайском, Наро-Фоминском, Рузском районах, городе Звенигород О.А. Галицыной мы постарались разъяснить некоторые тонкости в вопросе защиты прав потребителей в сфере оказания коммунальных услуг. На что же мы имеем право и как грамотно его отстоять?

Кто исполнитель?

Прежде всего, надо понимать, кто является исполнителем коммунальных услуг. Вообще предоставление жилищно-коммунальных услуг гражданам в первую очередь регулируется законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 г. «Об утверждении стандарта раскрытия  информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и Жилищным кодексом РФ. Согласно действующему законодательству, исполнителем жилищно-коммунальных услуг является юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

По букве закона

Согласно ст. 9 закона РФ «О защите прав потребителей", первое, что должно быть доведено до сведения потребителей, это фирменное наименование организации (наименование), место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске. В соответствии с п.3 Постановления Правительства № 731 от 23.09.2010г. «Об утверждении стандарта раскрытия  информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», управляющая организация, товарищество и  кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров  управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством РФ судебном порядке, в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ.

Надлежащее качество

Неоспоримо, что каждый потребитель имеет право на коммунальные услуги надлежащего качества. В соответствии со ст. 4 закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услуги потребителю, пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. При этом услуга по качеству должна соответствовать требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил. В соответствии со ст. 29 закона РФ «О защите прав потребителей», при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Куда обращаться?

За защитой нарушенных прав нужно обращаться:
1. К исполнителю услуг (так как за качество предоставляемых потребителям коммунальных услуг ответственность несет исполнитель).
2. В соответствующие надзорные органы:
- Прокуратура (надзор за соблюдением законода-тельства);
- Государственная жилищная инспекция (контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, мест общего пользования – состояние крыши, лестничных клеток, чердаков, подвалов, фундамента, несущих стен и др.; контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация);
- Роспотребнадзор;
- Региональная служба по тарифам (контроль за порядком ценообразования и применения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, организация проведения экспертизы обоснованности расчета тарифов организаций коммунального комплекса с привлечением соответствующих организаций).
- Управление социальной защиты населения (вопросы предоставления льгот);
- Органы местного самоуправления (ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и др.).
3. В суд.

По срокам

Согласно ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом гражданин, направивший обращение, должен быть в обязательном порядке уведомлен об этом решении. Важно знать, что ни один государственный орган не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект выплачивать гражданам какие-либо денежные суммы. Поэтому если исполнитель отказывается удовлетворить ваши требования в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках судопроизводства.

Людмила Фоканова

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий