Никольский храм в селе Каменском

Церковь Святителя Николая Мирликийского в селе Каменском является одним из древних каменных храмов, возведённых в Подмосковье. Само же село впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты c 1328 года, где записано «село Рюховъское, село Каменичьское». Иван Красный завещал село «Каменичьское» своему сыну Ивану, но он умер ещё в отрочестве. Следующее упоминание о селе Каменском, как пишет протоиерей Олег Пэнэжко в своей книге «г.Верея и храмы Наро-Фоминского района», встречается в духовной грамоте царя Фёдора Ивановича (1557–1598), сына Ивана Грозного, в котором он жалует его Архангельскому собору Московского кремля, где оно до 1764 года оставалось в его владении. Но, посвящая этот краеведческий очерк Никольскому храму в Каменском, мы не случайно начали с первого упоминания самого села в духовной грамоте Калиты, поскольку это непосредственно взаимосвязано с историей самой церкви. Как известно из нашего прошлого, селом назывался населённый пункт, в котором стояла церковь. Вот и у Владимира Ивановича Даля, русского учёного, писателя, лексикографа, в его «Толковом словаре живого великорусского языка» так и написано: «Село — обстроенное и заселённое крестьянами место, в коем есть церковь». Таким образом, напрашивается вывод, что ещё при Иване Калите в селе Каменском существовала церковь, и построена она была не позднее даты составления им духовной грамоты. Как известно, первые каменные храмы в Москве стали строиться при нём, и первый из них — это Успенский собор, заложенный в 1326 году, со временем из-за ветхости перестроенный. Ну, а вот какая церковь была построена в селе Каменском: деревянная или каменная? Первое официальное обследование Никольской церкви производилось в середине 50-х годов прошлого столетия. Известный в прошлом архитектор-реставратор и исследователь древнерусского зодчества Борис Львович Альтшуллер (1926–1998 гг.) в то время предполагал, что храм был возведён во времена Дмитрия Донского. Но не менее авторитетный в этой области учёный, профессор, доктор архитектуры и заслуженный работник культуры России Заграевский Сергей Вольфгангович относит строительство каменной церкви в селе Каменском ранее года упоминания этого села в духовной грамоте Ивана Калиты. Из исследований Б. Л. Альтшуллера и С. В. Заграевского можно сделать вывод, что Никольская церковь изначально была белокаменной, построенной из местного известняка. Кроме этого, Сергей Вольфгангович утверждает, «что в первой половине XIV века Каменское было единственной пограничной крепостью Московского княжества, одновременно являвшейся пограничной для Орды». Это утверждение интересно тем, что говорит о южной границе Московского княжества, проходившей при Иване Калите по реке Наре. В период княжения Дмитрия Донского границы Московского княжества отодвинулись далее, и свою роль как крепости село Каменское потеряло. Но вместе с тем возникает вопрос: а действительно ли село Каменское в то время могло играть роль лишь единственного пограничного опорного пункта? Напомним лишь о том, что кроме Каменского, в завещании Калиты упоминается село Рюховское. Автор этих строк убеждён, что Рюховское — это лежавшая по левому берегу реки Нары деревня Ерюхино. При этом замечу, что у Ерюхино на правой стороне реки Нары история иная. Ерюхино на левом берегу Нары исчезло с карт давно. Но на топографической карте 1774 года Ерюхино ещё есть. Правда, следует заметить, что в отличие от села Каменское, где отмечено наличие церкви, в Ерюхино такой отметки на той же карте нет. Вероятнее всего, существовавшая в нём церковь была утеряна ещё в Смутное время. По описанию владений Боровского — Пафнутьева монастыря из «Дозора 1613 года» Ерюхино упоминается уже как пустошь. В те времена пострадала и Никольская церковь. В писцовых книгах 1629 г. есть запись: «в с. Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит пуст обвалился». Лишь в 1649 году после восстановления его вновь освятили. В 1763 году был освящён придел мученика Уара. Были построены трапезная и трёхъярусная колокольня. Ну, а в восстановлении церкви в деревне Ерюхино, а прежде в селе Рюховское, видимо, уже не было необходимости. В свою очередь следует полагать, что следы фундамента церкви в Ерюхино должны остаться, но обнаружить их без специальных геофизических изысканий вряд ли возможно. Но если найти, то это станет важным открытием в истории храмового строительства Подмосковья. Вместе с тем, говоря об истории села Каменское, следует добавить, что в войну 1812 года жители этого села принимали активное участие в партизанском движении. Командир партизанского отряда поручик Фонвизин в своём рапорте о партизанских действиях докладывал Кутузову: « … в селе Каменском примечено до 1000 вооружённых крестьян, конных и пеших, коими 23 числа (сентября — пр. авт.) прогнаны неприятельские фуражиры, причём убито 1 офицер и 6 рядовых». Из других сводок о партизанских действиях следует, что в село Каменское вошёл отряд французских фуражиров из 500 человек. Крестьяне села встретили их хлебом-солью, напоили, накормили и спать уложили. А ночью напали на них, полупьяных, отобрали ружья и увели лошадей. Сражение шло целые сутки, в котором было уничтожено 100 солдат, а 400 взяты в плен. Ну, а из истории Никольского храма следует, что в 1893 году был освящён придел Рождества Христова, построенный на средства церковного старосты и жителя села Каменское Николая Степанова. В советское время Никольский храм пришел в запустение, были разрушена трапезная, колокольня и придел. Последний настоятель храма о. Евстафий Сокольский дважды арестовывался, а 17 февраля 1938 года был расстрелян сотрудниками НКВД. В 1999 году храм возвращён верующим и к нынешнему времени обустроен. Евстафия Сокольского Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году причислили к сонму новомучеников и исповедников Российских.

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий