Неразгаданная тайна картины Верещагина

Над серией из 20-ти полотен, посвящённых войне 1812 года, называвшейся «Наполеон I в России», известный русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1904) работал с 1887 по 1900 годы. До конца своей жизни он занимался над её воплощением.  Но, к сожалению, всё, что он задумал по этой теме, выполнить не удалось из-за гибели его самого  на броненосце «Петропавловск», затонувшем при  взрыве мины на рейде в Порт-Артуре 31 марта 1904 года.  Из  написанных им работ есть одна картина, имеющая отношение к прошлому Наро-Фоминска, и называется она «На этапе. Дурные вести из Франции». Василий Васильевич работал над ней восемь лет - с 1887 по 1895 годы.  В настоящее время она находится в Московском государственном историческом музее. Её сюжет говорит об одном эпизоде из жизни Наполеона при его бесславном бегстве с остатками своей армии из России. Под Смоленском Наполеон остановился на ночлег  в маленькой неприметной церкви села Михалёвка, где получил известие о заговоре против него в Париже. На полотне Наполеон изображён в шинели и шляпе, надвинутой до самых глаз. Он сидит, усталый, на стуле, а рядом на заднем плане видна его походная императорская кровать. С укором смотрят на него со стен лики святых из внутреннего убранства церкви. В руке он держит бумагу. Это письмо из Парижа с плохим для него известием о  заговоре, организованном генералом Мале. Сам заговор не удался, а  заговорщики казнены. Но Наполеон  удручён и морально раздавлен случившимся. О чём он думал, по замыслу художника, в тот момент?  О своём былом могуществе, у ног которого лежала  вся Европа, или о превратности судьбы, которая сейчас ведёт его к погибели? Об истории написания этой картины в своей книге «Повесть о Верещагине» 1956 года издания  Константин Иванович Коничев напишет: «Поздно вечером Верещагин добрался до села Красная Пахра и там ночевал в графском особняке, где когда-то провел одну из своих беспокойных ночей Наполеон. В селе Фоминском, куда пришлось свернуть с прямоезжей дороги по проселкам, художник задержался на несколько дней. В этом селе до Наполеона дошли слухи о том, что в Париже генерал Малэ, освободившись из тюремного дома умалишенных, организовал против него заговор. Оставив натурщика Филиппова с лошадью на постоялом дворе, Верещагин отправился разыскивать местных старожилов. Найти их было нетрудно. Почти в каждой избе находились старики, которые много раз слыхали от отцов и дедов, как через Фоминское бежал Наполеон с московского пепелища. Верещагину показали в стороне от деревни старую, покосившуюся деревянную церковь, где Наполеон останавливался на ночлег и спал на своей походной кровати, позднее брошенной где-то им во время опасности. От стариков узнал Верещагин и о том, что Наполеона строго охраняли и что был он очень злой. Церковь стояла в холодном запустении. Ключи хранились у десятского. Увязая до пояса в снегу, художник вместе с десятским добрался до церкви. Кое-как, со скрипом и скрежетом, открыли обитую железом дверь. Затхлый, сырой и холодный воздух не располагал к тому, чтобы долго здесь находиться». Тем не менее Верещагин провел в селе Фоминском, как писал Коничев, несколько дней, работая над этюдами к картине, идея которой у него зародилась здесь. Закончив работу над ними, он поехал  в Боровск и Малоярославец. Коничев так подробно в своей книге описывает пребывание Верещагина в селе Фоминском и её церкви, что создаётся впечатление, что при этом написании  он  пользовался либо дневниковыми записями Василия Васильевича, либо его перепиской. При этом становится странным, почему он называет село Фоминским, если уже в то время оно имело  двойное название Наро-Фоминское? Не менее любопытной загадкой является и описание пребывания художника в самой церкви. Ведь из материалов Наро-Фоминского благочиния и истории  Никольского храма, а это был единственный в селе храм, следует, что деревянная церковь в селе Фоминском сгорела в 1812 году. А строительство каменного храма, существующего и поныне, было завершено в 1852 году, в 40-летие Отечественной войны 1812 года.  Близлежащие к селу Наро-Фоминское церкви находились в сёлах Таширово, Литвиново и Руднево. При этом сразу возникает вопрос: если церковь в селе Фоминском сгорела в 1812 году, то в какой же церкви Верещагин писал свои этюды к картине? Причём изображение внутреннего убранства в церкви совершенно отличается от убранства Никольского храма на фотографиях начала XX века. Здесь следует заметить, что повесть как литературный жанр более близка к описанию хроникальных событий, воспроизводящих естественное течение жизни. И поэтому вряд ли писатель и журналист Константин Иванович Коничев (1904-1971), автор историко-биографических книг о Ломоносове, скульпторе Шубине, зодчем Воронихине, издателе Сытине, в своей «Повести о Верещагине» отошёл бы от исторической действительности пребывания Василия Васильевича в Фоминском и его работе в сельской церкви над этюдами к своей картине. Возникает вопрос: если деревянная церковь в селе Наро-Фоминское не сохранилась, то где Верещагин мог писать свои этюды? Уж не в деревянной ли церкви села Мальково, лежащего в те времена на Боровском тракте, недалеко от села Наро-Фоминское? Церковь Введения Пресвятой Богородицы была построена в этом селе в 1887 году на средства купца Г.Ф. Столярова. В то время  село Мальково входило в состав Боровского уезда Калужской губернии и располагалось по Боровскому тракту в нескольких верстах от Фоминского. Верещагин мог знать от жителей села Наро-Фоминское о ночёвке Наполеона в сельской церкви, а поскольку она сгорела в 1812 году, то подходящим объектом для работы над этюдами к картине «На этапе. Дурные вести из Франции» могла стать церковь в селе Мальково, разрушенная в 1930-х годах.

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий