Фёдор Семёнович Мосолов, владелец Головково

Напомним читателю из прежних наших материалов, что Головково в 1624–1625 годах — пустошь, находившаяся в Звенигородском уезде Угожского стана, принадлежала Ивану Гавриловичу Юрлову. Позднее она стала собственностью князя Ивана Алексеевича Голицына, который построил здесь в 1701 году церковь во имя Николая Чудотворца, отчего Головково получило по церкви название Никольское. Но название Головково за этим селением сохранилось и до настоящего времени. Близлежащие деревни Ратчево, в настоящее время Радчино на речке Тарусе, Семёновичи, сейчас Большие Семёнычи на реке Наре, также принадлежали И.А. Голицыну. В 1720 году князь передал Головково во владение своему меньшему сыну Алексею, от которого оно перешло уже к его сыну Петру Алексеевичу Голицыну и состояло за ним и в 1762 году. Но уже при межевании земель, которое было проведено 16 апреля 1770 года, этим селом вместе с деревнями Юматово и Ратчино владел кригс-столмейстер (кригсшталмейстер) Фёдор Семёнович Мосолов (1769? – 1840). Мы не будем  останавливаться на подробностях, каким образом Фёдор Семёнович в годовалом возрасте был владельцем Головково и как получил свой чин, так как из отечественной истории хорошо известно, что дворянские дети уже с рождения  записывались родителями в первом чине на государственную или воинскую службу. Но следует заметить, что в ряде исследовательских работ о Ф.С. Мосолове их авторы не указывают его год рождения, словно подвергают дату 1769 - год его рождения - сомнению. Вместе с тем, достигнув двадцатилетнего возраста, Фёдор Семёнович, будучи страстным охотником и  любителем лошадей, создал в Головково конный завод, ставший впоследствии одним из лучших в России. В коневодстве ему удалось сохранить чистокровную породу скаковых лошадей, гремевших по всей стране. В материалах Липецкого краеведческого общества по истории Лебедянского скакового общества, выложенных на их сайте, один из его авторов Н.В. Кривошеин пишет: «Больше всего призов за первые 10 лет деятельности Лебедянского скакового общества взяли лошади завода Ф.С. Мосолова. За это достижение, а также учитывая многолетнюю активную деятельность на ниве коннозаводства, общество в 1836 г.  выбило  в его честь именную золотую медаль и устроило специальные торжества». К уже имеющимся своим землям в Головково Фёдор Семёнович приобрёл соседнюю усадьбу Скогорево (Скугорево) на реке Тарусе, ранее принадлежащую Маркову, о котором мы рассказывали в предыдущем очерке.  Вместе с тем кроме охоты и коневодства у Ф.С. Мосолова было ещё одно увлечение - это коллекционирование и собирательство художественных произведений, чем он занимался вместе со своим братом Николаем Семёновичем Мосоловым (1775 – 1859?), также страстным собирателем картин и гравюр. Они  были дружны с графом Орловым-Чесменским, влиятельным придворным и фаворитом Екатерины Великой, благодаря которому братья увлеклись не только коневодством, но и художественным коллекционированием. Их собрания были одними из лучших и хорошо известными в своё время. Еще в начале XVIII века на Лубянской площади, в том самом месте, где располагалось здание КГБ СССР, а нынче здание ФСБ России, были каменный дом и большой двор менгрельских князей Дадиани. После войны 1812 года этот участок земли с постройками купил кригсшталмейстер Федор Семенович Мосолов, где и жил вместе со своей семьёй и где размещалась его галерея с  картинами, приобретёнными у потомков известных фамилий — Безбородко, Бибиковых, Васильчиковых, Голицыных. В том числе и у иностранных  купцов  Робероля, Лионелли, Тиореза, антиквара Черфолио. В коллекции Фёдора Семёновича были картины “Сусанна” Рубенса и небольшая картина этого же автора, изображавшего Спасителя, сидящего за столом в доме Садиуса. А также такие произведения, как “Иисус судит блудницу” Караваджо, работы художников – фламандцев Ван-Дейка и Давида Тенирса, шедевры голландских живописцев – братьев Адриана и Исаака ван Остаде, многие другие пейзажи, гравюры и различные эстампы, скульптурные произведения из мрамора и бронзы. Коллекция его брата Николая Семёновича Мосолова находилась не в Москве, а в его имении Жерновка Тульской губернии. Кстати, о коллекционерах Мосоловых наш читатель может узнать из биографического словаря авторов Надежды Полуниной и Александра Фролова «Коллекционеры старой Москвы», - М., 1997. После смерти  Фёдора его брат Николай Семёнович у своих племянниц, дочерей брата и его наследниц приобретает галерею и дом на Большой Лубянке. Но сам в нём не живёт, сдавая помещения в наём. Объединённая коллекция Николая Семеновича перешла по наследству к его единственному сыну Семёну Николаевичу Мосолову (1812-1880), который стал истинным продолжателем дела своего отца и дяди. Наследуя семейную традицию, он был не только коллекционером, но живописцем и гравером. Детство, отрочество и юность, проведенные среди произведений искусства, не могли не повлиять на  воспитание в нём вкуса и художественного чутья. Далее, следуя семейной традиции, уже в третьем поколении его сын Николай Семенович Мосолов  стал продолжать пополнять коллекцию. Но Николай имел собственные пристрастия в искусстве. Первым его приобретением стала коллекция офортов Рембрандта. С этих пор Рембрандт стал его "героем" на всю жизнь. Он пополнял свою коллекцию до самой кончины, собрав в общей сложности более трёхсот с половиной рембрандтовских офортов, а также эстампов художников его школы. Все доставшиеся ему от отца, деда и брата деда собрания картин, включая и свою коллекцию, он завещал Румянцевскому музею. В нынешнее время коллекция картин и других произведений искусства из коллекции дворянского рода Мосоловых выставляется в экспозициях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий