Вячеслав Коростелев — магистр металла

Когда впервые под ударом молота прогнулся раскаленный металл, в то же мгновение перед человечеством пали завесы всех семи магических врат. Кто-то выбирал путь меча, другие — орала, но с тех пор в руках кузнеца оказались выкованные им ключи от богатства и счастья.

Испокон веков кузнечное ремесло ассоциировалось с магией. Да и как могло быть иначе, если в мастерской кузнеца творились непонятные вещи: неукротимая огненная стихия становилась послушной, самый прочный металл плавился, бесформенные куски железа превращались в вещи неописуемой красоты. Затем остыли кузнечные горны, поржавел инструмент, ушли кузнецы и унесли за собой в могилу множество секретов кузнечного ремесла.

Так бы и вымерло кузнечное искусство, но осталось неистребимое племя фанатиков молота и наковальни. Умельцев со стальными мускулами и творческой душой. Как вы уже поняли, речь пойдет о кузнеце! Герой нашего рассказа — кузнец из поселка Ольховка Вячеслав Коростелев. При слове кузнец у многих возникает образ немногословного богатыря с неизменной окладистой бородой, высекающего сноп искр ударом тяжеленного молота по раскаленному железу.

"Борода и впрямь является отличительной чертой кузнеца. Но в основном борода защищает лицо от окалины, от брызг металла", — говорит кузнец. Вячеслав занялся кузнечным делом не случайно. В детстве он жил на Дальнем Востоке, и главным его увлечением была охота, а какой охотник без ножа? Вот и решил тогда Слава сам себе выковать охотничий нож. Уже после армии судьба свела его с московским кузнецом Владимиром Сидоренко. Тогда-то Вячеслав и взял в руки молот — да так и не смог бросить. С тех пор и кует без устали кузнец Вячеслав Коростелев, известный в узких кругах как Слава Можайский.

И много наград и заслуг за это время получил. Много его работ купили знатные коллекционеры и музеи. Но признание и слава не испортили Славу. Скромность — его отличительная черта. "Вроде, когда начинаешь ковать, получается, и уже думаешь, что все знаешь, а когда по-настоящему вникаешь в суть дела — понимаешь, что тебе еще учиться и учиться, и вряд ли ты когда-нибудь научишься всему", — считает Вячеслав. Кузнецы — народ особый. Даже непонятно, кто кого закаляет: то ли они свои изделия, то ли изделия — их характеры. Но кузнечных дел мастера во все века пользовались уважением и почетом. "Среди кузнецов я плохих людей не встречал, мы все дружим и часто встречаемся на фестивалях, устраиваем такие "сабантуйчики". Ну, известно, где кузнецы — там и горн, где горн — там и наковальня. Мы встретимся, обнимемся… и за работу!", — смеется Слава.

С утра и до самой ночи Вячеслав проводит в кузнице. Кузня для кузнеца — это дом, храм, это помещение, в котором он творит. Все здесь сделано своими руками. Вообще, считается, что кузнец становится мастером тогда, когда весь инструмент делает сам. Атмосфера кузни несравнима ни с чем. Особый запах, языки пламени, жар горна, до бела раскаленный металл и, конечно, звон наковальни — все это пугает и завораживает. К наковальне у кузнецов вообще особое отношение, и называют ее по старинке "кормилицей". Верхняя часть, на которую кладется заготовка, называется лицом, на него не садятся и ничего не ставят — считается неуважением.

Работа в кузнице Вячеслава мало чем отличается от того, как работали древние кузнецы несколько веков назад. Основной инструмент кузнеца — молот весом 2-3 кг, наковальня, клещи. Коростелев относится к той малой части кузнецов, которые работают только вручную. "Вообще-то это старинная традиция. Правду говорят, что металл забирает у горна жар, а у кузнеца — силу, энергию, часть твоей души. Не зря же считается, что любое изделие, выкованное вручную, обладает особыми магическими свойствами, оно передает твою духовную суть. К каждой своей работе я прикипаю, вкладываю в нее свою душу, а взамен получаю уважение и благодарность людей. В итоге я получаю моральное удовлетворение от своей работы", — считает Слава.

Глядя на работы художника-кузнеца Вячеслава Коростелева, глазам не веришь, что из металла можно сделать нечто подобное. 
Поразительно, но при помощи, казалось бы, неподъемных, даже громоздких инструментов кузнец может изготовить такие тонкие, почти невесомые ювелирные предметы, что просто диву даешься. Есть у Вячеслава свое личное клеймо. Своего рода печать размером с монету. В центре логотипа — две буквы ВК. Но это вовсе не от гордыни, это просто личная подпись автора.

К ножам у нашего героя особая любовь. Дамасская сталь не может не влюблять в себя. Каждый нож — произведение искусства, но отличаются они не гравировкой и кристаллами "Сваровски", а единственным и неповторимым в своем роде рисунком самой стали. Каждый раз он новый. Профессионалы знают, стоимость таких ножей исчисляется не одним десятком тысяч денежных единиц. Каждый нож по своей сути уникален. На узком лезвии, если поднести его близко к глазам, просматривается целое мироздание со своей жизнью: облака, куда-то увлекаемые ветром, дым из трубы дома, водная гладь озера — на расстоянии же вытянутой руки — обычный нож.

Интересно наблюдать за работой кузнеца, это как прикоснуться к магии: мастер в кожаном фартуке ловко выхватывает из горна докрасна раскаленный кусок железа и, бросив его на наковальню, сильно бьет молотом. Температура в кузнице достигает иногда пятидесяти градусов, в горниле — больше тысячи. Раскаленный воздух, сотрясаемый ритмичными ударами молота, наполняет каждую клетку тела. Движения кузнеца отработаны до автоматизма. Ни одного лишнего взмаха. Веселая россыпь искр озаряет кузницу и лицо молотобойца. Оно в этот момент сосредоточено и серьезно: потеря пусть даже нескольких секунд (и впрямь, куй железо пока горячо!) может отразиться на качестве сработанной мастером вещи. Самой трагичной может стать ошибка на стадии последней закалки, когда сделана почти вся трудоемкая работа. Многослойная сталь, скованная в монолит, может повести себя непредсказуемо — расслоиться, треснуть, покоробиться, а то и спрятать в глубине слоев пузырек воздуха: когда мастер "дошлифует" до этой дырки, то многомесячную работу можно будет только выбросить. Вот и выходит, что сталь и впрямь дороже золота.

Когда за работу берется искусный оружейник, кусок железа наполняется неизъяснимой магией, которая, войдя в мир, преображает его. Клинок ручной работы — вещь, ценность которой неподвластна времени. Так было тысячу лет назад, так есть и теперь. Слабых металл не терпит, уступая только уму и силе. Кузнечное дело для Славы — это не работа — это вся его жизнь. "Я этим зарабатываю на хлеб, и я этим живу. Заниматься чем-то другим я не представляю себе возможным и не вижу смысла. Мой смысл жизни в том, чтобы учиться, учиться истинному мастерству и передать его по наследству…" — считает кузнечных дел мастер, член Московской гильдии кузнецов Вячеслав Коростелев.

Общаться с такими людьми, как Вячеслав, всегда приятно. Они заряжают какой-то необъяснимой энергией, побуждают к поискам, размышлениям. Ведь если верить, что подкова приносит счастье, то что уж говорить о тех, кто ее создает…

Яна Гржибовская

 

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий