По преданиям, некий доисторический художник, житель юга Франции, более 35 тысяч лет назад дунул в костяную трубочку, наполненную растительным красителем. В результате этого, не побоюсь сказать, просто вандального действа (а вы что подумали?) на стене собственного жилища — пещеры появилось изображение слоновьего предка.
Старожилы говорят, что именно с этого и началась история аэрографии. А по прошествии многих тысяч лет аэрографию снова “изобрел" господин Эбнер Пилер. Те же старожилы рассказывают, что его рисунки в 1878 г. наделали много шума и вызвали волну интереса к новому виду искусства. Позже Эбнер Пилер продал права на свое изобретение фирме "Либерти Уолкап". А фирма эта крепенько взяла дело в свои мускулистые коммерческие руки и организовала компанию "Рокфорд Эйрбраш", которая занялась производством и продвижением продукции, выполненной в аэрографической технике. Господин Пилер без дела не усидел и явил миру новые изобретения - два дополнительных устройства к аэрографу, которые значительно упростили работу с ним. Много еще времени прошло с 1878 г., но принцип "воздушной кисти" Пилера остался. Все современные аэрографы работают именно так, и не иначе.
Безвестные старожилы поговаривают, что аэрография сильно подтянулась благодаря фотографии. "Бесконтактная" техника позволяет получать как четкие и тонкие, так и размытые контуры и линии, что по восприятию очень близко к качеству фотоснимка.
Некоторые "аэрокартины" вполне можно принять за фото. Кстати, фотографы активно использовали "воздушную кисть" для ретуши, раскрашивания черно-белых снимков, добавления новых деталей или изменения пейзажей. Последние два пункта были доступны только богатым заказчикам. Зато взглянуть на цветную фотографию какого-нибудь товарища Рокфеллера на фоне египетских пирамид приходили целыми семьями.
Бум аэрографии начался и на совсем уж откровенно коммерческом фронте. Рисовали плакаты, афиши, рекламные картинки в модные журналы, отраслевые изображения: технические рисунки, где необходима фотографическая точность, и иллюстрации к медицинским изданиям, наглядные пособия для медицинских учреждений, в которых зрителю важно передать осязаемость, форму живой ткани. А когда в середине ХХ века стал популярен поп-реализм, аэрограф заслуженно занял прочное место среди инструментов современного художника. Разумеется, появились фанаты, настоящие мастера, достойные продолжатели славного дела господина Пилера. Интерес к технике аэрографии рос и размножался, чему способствовало постоянное развитие промышленного и рекламного искусства, наступающая и наступившая экранная культура — время телевидения, компьютеров и Интернета. Практически весь мир знает имена великолепных мастеров-аэрографов: Бориса Вальехо, Луиса Ройо и многих других.
Ну а самая главная для автолюбителей и сочувствующих тема зародилась в начале двадцатого столетия. Первые аэрографические изображения, появившиеся на автомобилях, имели исключительно утилитарную функцию: это были номера на кузовах гоночных машин. Затем борта спортивных автомобилей стали украшать названия и логотипы спонсоров, а также изображения завоеванных кубков. Следующей ступенью эволюции "спортивной аэрографии" были уже художественные рисунки — различные символы, огненные вспышки, бегущие животные или летящие птицы. С течением времени автоспорт становился все более популярным и профессиональным, количество спонсоров увеличивалось, и каждый сантиметр поверхности кузова гоночного болида становился дорогостоящим товаром. Поэтому "некоммерческие" изображения вскоре покинули автоспорт. Однако художественная роспись автомобилей не умерла, а продолжала активно развиваться в частном секторе. Уже в 40-х годах в Америке и Европе появились специальные фирмы, наносящие на автомобили несложные изображения, состоящие не более чем из двух-трех цветов, а спустя еще десять лет многочисленные airbrush-ателье предлагали владельцам автомобилей рисунки любой сложности фотографического качества.
В Россию автомобильная аэрография добралась лишь к середине 80-х годов, зато всего за несколько лет прошла все стадии взросления и развития, от напыления из баллончика сквозь трафарет одноцветных драконов до полного художественного оформления автомобиля с помощью профессиональной airbrush-аппаратуры стоимостью несколько тысяч долларов. Заморские технологии превращения машин в живые картины стали доступны всем и оказались не сакральным волшебством (как думали многие отечественные автовладельцы в советское время), а вполне приемлемым средством подчеркнуть индивидуальность хозяина. В итоге дизайн приобрел новое лицо, а автолюбители — новый дизайн. И вот тогда понеслись по просторам всех стран, городов и деревень фэнтезийные и космические монстры, суперчудные и мегабанальные животные, акулы-каракулы, роботы-шмоботы, лысые черепа, мохнатые зомби, разные цветочки, насекомыши и всякие яркие огоньки и звездочки. Можно долго спорить, но рога и копыта нашего любимого граффити растут из аэрографа. А современное тату, да и не очень современное тоже, давно ассимилировали в аэрографии. Мастера-профи легко переключаются с одного на другое, и от этого все виды искусства выигрывают. Ибо каждый талантливый специалист привносит что-нибудь новенькое или совершенствует хорошо забытое старенькое. Прогресс порождает новые задачи, расширяет сферу применения, позволяет проникнуть красоте в самые разнообразные пласты нашей жизни. А аэрография — это именно есть красота, которая, пускай и косвенно, но хотя бы на толику разукрашивает нашу жизнь.
Виталий Чиканков

Комментарии (0)
Добавить комментарий